Лилия Хатюхина: «У поэта душа нараспашку»

Светлана Староста
1 из 1 изображений
Лилия Хатюхина: «У поэта душа нараспашку»
© фото: галина лысова

Прошедшей год стал для Лилии Хатюхиной знаковым. Ее стихотворение «Медсанбат» признано лучшим в номинации «Поэзия» Всероссийского конкурса «Герои Великой Победы».

Жюри предстояла нелегкая задача: из 3600 произведений выбрать лучшие. В судейскую коллегию вошли представители Союза писателей, Минобороны, а зампредседателя оргкомитета конкурса был генерал-лейтенант Константин Пуликовский, командующий Северо-Кавказским округом во второй чеченской войне. И то, что такой состав отметил работу Лилии, было для нее особенно значимо.

— Цель конкурса – увековечить память героев. Мне захотелось рассказать свою историю. На первый взгляд – обычный эпизод из жизни солдат. Но какой пронзительный! — рассказала Лилия Васильевна.
Несколько лет тому назад, в одну из памятных дат Курской битвы, встретились фронтовики на границе Курской и Орловской областей, где во время Великой Отечественной был медсанбат. Место тогда было довольно заброшенное, заросшее деревьями и кустарниками. Узкая тропочка вела к большому холму. Это могила солдат, умерших здесь от ран в июле-начале августа 1943 года. Руководитель Комбината питания учащихся Лилия Хатюхина оказалась там со своими коллегами.

— Мы должны были накрыть столы для ветеранов, чтобы они могли помянуть погибших товарищей. Быстро справившись, мы решили осмотреть окрестности, — вспоминает Лилия Васильевна.
Прошли вправо метров 100-150 и в овражке увидели землянки. Одна, особенно большая, состояла из нескольких помещений. Вот предбанничек, отделенный перемычкой от основной комнаты, видимо, здесь была операционная. Потом еще просторное место, где, возможно, лежали раненые. Около землянки вросший в землю железный котел. В нем кипятили окровавленные бинты, в нем же готовили еду для изувеченных солдат. А деревья склонили свои тонкие стволы низко над землей, качая ветками, словно плакали по умершим в муках воинам.

Так взволновало все увиденное поэта Лилию Хатюхину! Поняла, что ощущения эти обязательно должны вылиться в стихи. Но не сразу написала она свои строки. Так бывает, зреет тема внутри, живет, и в какой-то момент выплескивается наружу.

Кто вы – забытые в лесу?

Деревья службу здесь несут,

Листвы знамена шелестят -

«Медсанбат».

Это лишь строфа из большого стихотворения, где каждая строчка будто выплакана автором.

— Я смогла сформулировать все так, как чувствовала. Меня поняли, выделили из числа других, и это очень приятно.

Говорят, что стихи для поэта – как дети для матери, дороги все до одного. Но Лилия Васильевна считает по-другому. Пишешь много, но только к отдельным возвращаешься. Они действуют как камертон. Следующие не должны быть хуже.

— Я понимаю: стихотворение родилось, но пока слабенькое. И оно лежит, ждет своей поры. Может, когда-нибудь я его еще допишу, наполню чем-то. Нельзя все, что придет в голову, вываливать на своего читателя. Надо просеивать, дорабатывать, уважать людей. Небрежностью можно обидеть, — считает Лилия Хатюхина.
К дорогим произведениям она отнесла новое стихотворение «Шанхай», написанное буквально в прошлом месяце. Оно возвращает ее в волшебное детство, к близким и родным, к первым друзьям, цветам, радостным минутам.

И озоруют яблони весной –

Шлют лепестки: привет,

            панельный город!

Привет особый –

            нежный, именной,

Шанхайского

            роскошного декора.

Лилия Васильевна родилась и выросла в Железногорске.

— Мои родители приехали сюда в 1958 году, в 1959-м появилась я. Росла вместе с городом, наблюдала, какие изменения происходили. Все мне дорого здесь. «Так, год за годом и за рядом ряд росли дома, прекрасные, как песни, но по привычке люди говорят «шанхай» об этом чудном месте».

Мама Лилии Валентина родом из Брянска, во время войны их с бабушкой Екатериной эвакуировали в Дмитриевский район в деревню Городище. Там они дожили до Победы. Чуть не умерли от голода. Чтобы выжить, бабушка ухаживала за тифозными больными ради горсточки муки. За это ее устроили на работу в больницу, там платили зарплату, а в колхозе только трудодни.

Она научилась делать уколы, принимать роды. Назад в Брянскую область уже не вернулись. Их хату разбомбили еще в 1942-ом, папа с фронта не пришел. Через несколько лет переехала Екатерина вместе с дочкой Валей в молодой Железногорск, купила маленькую времяночку. Дом уже потом построил зять, папа Лилии, Василий Сарафонов. Он родом из села Гранкино, что в восьми километрах от Тросны.

В замечательном стихотворении «Жилкины» Лилия Хатюхина рассказывает, как появилась у деда Сергея Павловича деревенская кличка Жилка, ставшая прозвищем всего рода. Восхищенные земляки назвали его так за танцевальный яркий талант. Это был легкий, веселый, добродушный человек, прошедший сапером две войны: финскую и Отечественную.

И за выходочку пылкую –

Веселей танцора нет! –

Нарекли Серегу Жилкою

До скончанья долгих лет.

Лилия Васильевна пишет много о природе. Героями ее стихов становятся речки Свапа и Усожа, яркие мальвы, дремлющие деревья, звонко поющие зарянки, пряные ракиты. В ее поэзии много любви, чистоты, нежности. Ее душа вмещает все прекрасное и щедро делится этим с нами, читателями.

У поэта душа нараспашку –

Даст приют и слону, и букашке.

Зябко в жизни? Не дрейфь –

            обогреют,

И варенье, и чай здесь имеют.

За стихотворение «Абхазия» Лилия Хатюхина получила высшую награду международного конкурса «Книга рецептов счастья». В чем же он заключается? Радоваться тому, что видишь, быть добрым, щедрым, отзывчивым, дарить людям свет и тепло.

Медсанбат

В глухом лесу среди опят

Могилы братские стоят.

Где должен быть имён парад -

Одно лишь слово:

«Медсанбат».

Здесь кашевар по две версты

В котлах вываривал бинты.

Котлы проржавлены лежат -

Медсанбат.

И дважды в день посуду мыл -

Он в них же и кулеш варил

Для изувеченных солдат -

Медсанбат.

В борьбе за жизнь - без сна, без сил,

Вот здесь хирург тогда курил,

Мундштук в стальной

пинцет зажат -

Медсанбат.

Ведь ампутационный нож

(Из инструментов так расхож!) -

Не в силах всех спасти ребят! -

Медсанбат.

Здесь в сорок третьем шли бои,

Оставшиеся - все свои! -

В могилах братских мирно спят -

Медсанбат.

Кто вы - забытые в лесу?

Деревья службу здесь несут,

Листвы знамёна шелестят -

«Медсанбат».

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ