Если ехать по трассе из Железногорска в Орел, то в двух километрах от Тросны будет поворот налево. Там располагается старинная деревня Гранкино. Когда-то большая, многолюдная, теперь тихая, почти одинокая, но по-прежнему красивая, с голубой речкой, лугами и густыми лесами вокруг. Здесь прошло детство и юность Зинаиды Кошелевой, здесь жили ее героические предки, растили хлеб, воспитывали детей, защищали родную землю от врага. Жизнь и судьба этих людей заслуживает особого внимания и уважения.
Мать Зинаиды Петровны Евдокия Васильева родилась в деревне Гранкино в 1907 году. Семья была трудолюбивая, зажиточная, многодетная. Отец Иван Поликарпович был кузнецом, уважаемым на селе человеком, имел также собственную мельницу и много гектаров земли. К своим домочадцам относился строго, но справедливо. Восьмерых детей: Евдокию, Алексея, Михаила, Николая, Ивана, Василия, Марию и Акулину - воспитывал в добродетели, учил трудолюбию, выдержке, терпению, ответственности. В деревне их называли «кузнецовы», по занятию отца: «Вон Михаил кузнецов идет, или спроси у Алексея кузнецова».
Мать Вера была мягкой и уступчивой. Она компенсировала излишнюю строгость мужа, поэтому дети льнули к ней, всегда находя ласку и утешение. После революции семью раскулачили, обрушился на них страшный голод. Ели лебеду, ягоды, другие растения, но не сломились, выдержали, выстояли. Мужественные характеры помогли.
В 16 лет Евдокию выдали замуж за Семена Лобанова. В новой семье ей было очень тяжело. Совсем юная, кроткая, тихая, она не могла противостоять деспотичной свекрови. А та решила, что невестка особой пользы не приносит и кормить ее не за что. Прятала хлеб под замок, не давала есть. Евдокия рвала лук на огороде и ела его вприкуску с картошкой, сваренной для поросят. Однажды это заметил муж Семен, расстроился, закричал:
— Мать, что это за бесчинство такое, ты почему Дуне хлеб не даешь? Если подобное повторится, мы уйдем из дома.Свекровь присмирела, не стала прятать еду. Но молодые уже приняли решение пожить отдельно. Когда родился у них первенец Иван, уехали в Орел. Там появились на свет две дочери Анна и Нина. Без помощи и поддержки в большом городе жить непросто. Переехали в поселок Глазуновка, сняли дом, родился еще один сын Вячеслав. Евдокия работала в столовой, а Семен в магазине. Жили дружно, в любви и уважении, только счастье их нарушила война. Семен ушел на фронт, а Евдокия вернулась с детьми в Гранкино. Своего дома у нее не было, выделили от колхоза сарай. Братья Алексей, Николай, Иван и Михаил тоже отправились воевать. Ивану было 28 лет, когда он погиб в Белоруссии, Михаилу и того меньше – 21 год. Освобождая Запорожье, он был убит. Шли письма с фронта от Алексея и Николая, они были живы, мужественно сражались, были ранены, но каждый раз возвращались в строй. Когда же настал черед идти брату Василию, за него горой вступились сестры. Пошли в правление, стали слезно просить:
— Остались у нас одни женщины, кто нам поможет, поддержит, мы без Василия пропадем.Им пошли навстречу, не стали парня в армию призывать. Но его ждала участь не менее тяжелая. В 1943 году, когда началась Курская битва и советские войска все ближе и ближе подходили к Тросне, немцы погнали людей в Латвию. К тому времени старший сын Евдокии шестнадцатилетний Иван уже был на фронте. Сначала в партизанском отряде, потом в армии, воевал, после победы в деревню уже не вернулся. Зашли немцы к Евдокии, потребовали:
— Матка, выходи.Быстро собрала детей, вырыла яму во дворе, сложила туда кое-какие вещи, кухонную утварь, посуду, закопала все. Самого маленького Славку взяла на руки, девочки пошли рядом. Погнали фашисты народ в Кромы пешком. Устала Евдокия, руки разгибаются, нет сил. Периодически усаживалась у края дороги отдохнуть. К ней сразу подбегал немец: «Матка, вставай, иди». Среди людей мелькали родные лица: вот брат, сестры, тетя, другие родственники, односельчане. В Кромах погрузили людей в вагоны и повезли. Куда, зачем? Никто ничего не знал. В Латвии их встречали «покупатели», распределили среди латышских хозяев. Евдокию с детьми поселили в хлев. Отношение к ним было ужасное: грубость, унижение. Еду почти не давали. Пока мать работала в поле, дети бродили по соседним селам и деревням, выпрашивали что-нибудь на пропитание. Иногда попадались добрые люди, давали хлеб и сало. В 1945 году, когда Красная армия освободила невольников, к Евдокии с просьбой обратился мужчина. Звали его Петр, был он родом из Днепропетровска. Образованный человек, мастер по строительству мостов. Как оказался среди угнанных – неизвестно. Он попросил Евдокию сказать, что она его жена. К тому времени женщина уже была вдова, Семен погиб на фронте. В то время существовал такой порядок, что мужчину, имеющего детей, не пошлют на фронт или какие-нибудь принудительные работы. Взамен пообещал женщине помочь прокормить детей. Какое-то время, действительно, помогал, ну а потом уехал к своей семье на Украину.
Вернулась Евдокия с детьми в родную деревню. К трем ребятишкам добавилась еще дочка Зиночка. Жить негде. Вырыли сначала землянку. Свои пожитки Евдокия не нашла, кто-то их давно присвоил себе. Не все были угнаны, воспользовались ситуацией. Ни ложки, ни чугунка, ни чашки – ничего нет. Сплошное разорение и голод. Собирали мороженую картошку на огородах, смешивали ее с травой, ели. Выжили. Колхоз выделили лес, помог со строительством дома. Стены выложили, но это только полдела. Надо было обмазать хату глиной. Ее находили неподалеку, в горе, привозили на тачках, приносили на носилках. Делали яму, туда складывали глину, добавляли воду и месили ногами. В основном этим занимались дети. Зиночка тоже участвовала, было забавно и весело, пока в эту смесь не добавляли солому. Она колола ноги, а месить все равно надо было. Приходили соседи, помогали обмазывать хату. По всей деревне тогда строили нехитрые жилища, так и ходили друг к другу, это называлось «толока». То есть работа сообща, все вместе, форма взаимопомощи. Евдокия была рукастой, талантливой женщиной. Сама сделала двойные рамы для окон дома, построила веранду. Соорудила мебель: стулья, табуретки, диван с резной спинкой. Во дворе дома одна построила баню, выложила печь. Постельного белья в помине не было. Евдокия и тут нашла выход из положения. Сажала лен, мяла его, чтобы костра отходила от волокна. Потом это волокно пряла, красила. Был у нее небольшой ткацкий станок, на котором она изготавливала своеобразные простыни, постилки, дорожки. Эти вещи хранятся у Зины до сих пор, время их не тронуло, они вечные. Евдокия одежду и обувь также шила сама. Не только для своих детей и себя, но и для всех земляков. Ей прекрасно удавались платья, юбки, рубашки, пиджаки и даже пальто. Умело катала валенки. Вот какая мастерица была! И не считала свое умение чем-то особенным. Нужда заставляла – вот и делала.
Евдокия прожила долгую жизнь, помогла вырастить внуков и правнуков. А деревня постепенно опустела.
Молодежь в сельской местности оставаться не хотела. Когда поблизости появился город Железногорск, многие переехали туда.
Однако есть и другие молодые, которые возвращаются из больших городов на землю предков. Кто-то мимоходом может назвать их чудаками. А им до этого нет никакого дела, они знают и чувствуют больше, чем другие. Например, внучка брата Евдокии Василия Маргарита Бушнева. Четыре года назад она продала в Москве квартиру и приехала со своей многочисленной семьей жить в деревню Гранкино, поселилась в доме деда. У них нет пока водопровода и газа, зато есть родная природа, соловьи, земля, на которой выросли целые поколения ее предков. Маргарита – человек удивительный, увлеченный. Она занимается изучением своей родословной. Работает с архивными материалами, восстанавливает все по крупицам, сохраняет историю рода для будущих поколений. В позапрошлом году в ее саду были извлечены тела 20 немецких солдат, захороненных во время Курской битвы. А нашла братскую могилу она сама. Старожилы говорят, что похоронен на ее огороде и русский солдат. Только найти одного не так-то просто. Квадрат за квадратом копает Маргарита землю, надеется, что обязательно найдет безымянную могилу.
77 лет назад закончилась Великая Отечественная война, а земля до сих пор хранит тайны тех героических сражений. Открываются новые факты, находятся новые герои, связь поколений продолжается.







