Спасибо, доктор!

анна бессарабова
1 из 3 изображений
Спасибо, доктор!
© фото: анна бессарабова
2 из 3 изображений
Спасибо, доктор!
© фото: анна бессарабова
3 из 3 изображений
Спасибо, доктор!
© фото: анна бессарабова

20 июня - День медицинского работника. Свой профессиональный праздник отметят и работники здравоохранения нашего города.

Екатерина Журавлева могла бы стать медиком-теоретиком, защитить диссертацию - способности и силы для этого были. Но она предпочла врачебную практику, постоянное общение с детьми - «хочу видеть, как растут мои пациенты»...

До 20 июня, Дня медика, - несколько страниц отрывного календаря. Педиатру Екатерине Журавлевой не до журналистов - накануне она вела девятичасовой прием в поликлинике, а затем до утра дежурила в детском отделении городской больницы. Там доктор работает три раза в месяц. Ночью, как правило, привозят тяжелых пациентов. Хорошо, что сегодня не понедельник: в начале недели к кабинету врача не протиснуться - столпотворение.

День медика отличается от всех профессиональных праздников. Неформальной обстановкой, особым корпоративным духом, «фирменной» самоиронией. В Железногорске он тоже проходит весело: с концертными номерами, сценками-шаржами. Проходил. До коронавируса - «короля разобщения». Нынешнее торжество люди в белых халатах отметят в узком кругу. И в масках - куда же без них.

Екатерина Алексеевна прячет свою усталость за вежливостью и доброжелательностью. Мы говорим о работе, коллегах, пациентах, болезнях, планах, доме. 

Начинаем с воспоминаний о детстве. Они складываются в картинку как цветные стеклышки в калейдокопе. Там есть игра в классики - в таймырской Дудинке, где родилась Журавлева, девчонки рисуют квадраты веткой на песке или мелом на асфальте, «битой» служат баночки из-под гуталина или дефицитных конфет монпансье. Есть ребячья возня на заснеженных крышах сараев: холодильников на севере не было, и продукты вместе с разной утварью хранились в низких пристройках, зимой деревянные коробки превращались в большие сугробы. Есть послеобеденные походы в школу - старший брат Кати брал ее, четырехлетнюю, с собой в класс, сажал на шкаф, а сам после уроков мыл с ровесниками парты и доску. Подростки работали, пели что-то разудалое, а кроха глядела на них сверху и думала: «Скорее бы вырасти».

Выросла. После выпускных экзаменов Екатерина сообщила маме - кассиру порта и папе - машинисту тепловоза, что она отправляется в Ленинград. Через всю страну в самый красивый город на свете, как любила повторять ее учительница биологии.

— Поехала поступать в гидрометеорологический институт. На месте выяснилось, что девушек туда не принимают - навигация, океанография и погружения на дно не для них. Я со своей золотой медалью пошла в Ленинградский педиатрический медицинский институт, нынешнюю Санкт-Петербургскую педиатрическую академию, — рассказывает Журавлева.
В Железногорск Екатерину «распределили». Тогда российские вузы прислали в горняцкий город 10 интернов, из которых остались работать двое. Девушки вышли замуж, мигрировали в соседние области, родили детей.

— А сейчас интернатуры нет. Последний молодой специалист - доктор с двухлетним стажем - приезжал сюда в прошлом году, выпускник курского вуза - три года назад. Давно не имели дел с начинающими медиками: молодежь предпочитает трудоустраиваться в мегаполисах. И не из-за жилья и быта - из-за досуга. Наш штат укомплектован на 52 процента или чуть больше. Нуждаемся в «свежей крови». Не только мы - вся отрасль, — объясняет собеседница.
Екатерина Алексеевна признается, что в юности и она не была романтиком - внушала себе: не задержусь в провинции дольше, чем на три года.

— Теперь считаю: только в таких городах можно основательно все исследовать, понять смысл профессии... Не скажу, как выглядел мой первый пациент - забыла. Его внешность, но не диагноз. Помню, как приложила к груди мальчика фонендоскоп, там все гудело, свистело. Я: «Срочно в отделение! Пневмония». От волнения ошиблась - обструктивный бронхит. Между прочим, тоже серьезное заболевание, — продолжает врач.
В настоящее время Екатерина Журавлева - заведующая педиатрическим отделением детской поликлиники и практикующий участковый педиатр: «Не могу без приемов. Мне надо видеть, как растут малыши». Доктор лечит уже третье поколение пациентов - ведет их с грудничкового возраста до момента, когда вчерашние дети сами становятся родителями.

— Встречаю на улице мам и пап: «Здравствуйте, Екатерина Алексеевна, а вы наблюдали моего Ванечку, Петю, Машу, Галю...» Всегда узнаю «своих» в толпе, хотя у меня на участке 900-950 человек. Добавьте к ним больных из детского отделения больницы, пациентов скорой. И умножьте на 36 лет, — улыбается медик.
Российское здравоохранение в 1980-2021 годах - это бег с препятствиями. Финансирование по остаточному принципу, реформы, сокращения, оптимизация, реорганизация... Был период, когда врачи вручную «шили» медкарты - в магазинах не продавались готовые. Екатерина Журавлева и ее близкие разрезали общие тетради, делали в них отверстия и соединяли листы суровыми нитями. Даже тогда у педиатра не возникало мысли поменять работу.

В 1990-х маленькие железногорцы массово жаловались на боли в желудке и кишечнике. Сюда приезжали ученые из Нижегородского института гастроэнтерологии, искали причины проблемы, проводили осмотры.

— Потом в школах и детсадах стали строже следить за питанием, мы, доктора, выступали в СМИ с рекомендациями, и понемногу ситуация улучшилась. В 2020-2021 годах на первом плане - аллергические патологии у малышей и подростков. Источник тот же - экология. Пыльца, вредные вещества, взвесь частичек руды никуда не исчезают, остаются в воздухе, — считает Екатерина Алексеевна.
Раньше дети без умолку болтали на приеме у врачей, в XXI веке молчат - сместились этапы развития речи. Вероятно, задержки связаны с перегрузкой: смартфонами, компьютерами, планшетами.

Сегодня, как и 20-30 лет назад, работа медиков не обходится без экстремальных случаев.

—Все дежурства такие. Не успеваешь войти в здание, переодеться, тебе кричат: «Скорая просит посмотреть пациента. В отделение его не поднять». Бегу вниз. У кого-то судороги, у кого-то - анафилактический шок, — описывает будни Журавлева.
Иногда педиатр сердится на родителей - за их нерасторопность, легкомыслие, но никогда их не стыдит и не ругает: хорошие мамы и папы сами понимают, в чем и где они ошиблись. Правда, взрослые изменились. Если прежние поколения точно соблюдали предписания врачей, то современные отцы и матери рассуждают: надо или не надо госпитализировать ребенка, совпал диагноз доктора с найденным ими в интернете или не совпал. Воспринимают слова специалиста выборочно: та рекомендация нам пригодится, а две другие нет.

— Конечно, не все люди одинаковы. Не буду обобщать. В Железногорске немало прекрасных, заботливых родителей, — уверена Екатерина Алексеевна.
Это и о ней - дочка Журавлевой Настя выросла умницей, красавицей, успешно закончила знаменитую «Бауманку» - факультет робототехники, нашла интересную работу. Наверняка она позвонит маме 20 июня и поздравит ее с Днем медика.

А сама заведующая педиатрическим отделением детской поликлиники Екатерина Журавлева пожелает коллегам «любить пациентов, их близких и гордиться своей профессией».

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ