Как женщины вышли из тени

светлана староста
1 из 30 изображений
Как женщины вышли из тени
© фото: светлана староста
2 из 30 изображений
Как женщины вышли из тени
© фото: светлана староста
3 из 30 изображений
Как женщины вышли из тени
© фото: светлана староста
4 из 30 изображений
Как женщины вышли из тени
© фото: светлана староста
5 из 30 изображений
Как женщины вышли из тени
© фото: светлана староста
6 из 30 изображений
Как женщины вышли из тени
© фото: светлана староста
7 из 30 изображений
Как женщины вышли из тени
© фото: светлана староста
8 из 30 изображений
Как женщины вышли из тени
© фото: светлана староста
9 из 30 изображений
Как женщины вышли из тени
© фото: светлана староста
10 из 30 изображений
Как женщины вышли из тени
© фото: светлана староста
11 из 30 изображений
Как женщины вышли из тени
© фото: светлана староста
12 из 30 изображений
Как женщины вышли из тени
© фото: светлана староста
13 из 30 изображений
Как женщины вышли из тени
© фото: светлана староста
14 из 30 изображений
Как женщины вышли из тени
© фото: светлана староста
15 из 30 изображений
Как женщины вышли из тени
© фото: светлана староста
16 из 30 изображений
Как женщины вышли из тени
© фото: светлана староста
17 из 30 изображений
Как женщины вышли из тени
© фото: светлана староста
18 из 30 изображений
Как женщины вышли из тени
© фото: светлана староста
19 из 30 изображений
Как женщины вышли из тени
© фото: светлана староста
20 из 30 изображений
Как женщины вышли из тени
© фото: светлана староста
21 из 30 изображений
Как женщины вышли из тени
© фото: светлана староста
22 из 30 изображений
Как женщины вышли из тени
© фото: светлана староста
23 из 30 изображений
Как женщины вышли из тени
© фото: светлана староста
24 из 30 изображений
Как женщины вышли из тени
© фото: светлана староста
25 из 30 изображений
Как женщины вышли из тени
© фото: светлана староста
26 из 30 изображений
Как женщины вышли из тени
© фото: светлана староста
27 из 30 изображений
Как женщины вышли из тени
© фото: светлана староста
28 из 30 изображений
Как женщины вышли из тени
© фото: светлана староста
29 из 30 изображений
Как женщины вышли из тени
© фото: светлана староста
30 из 30 изображений
Как женщины вышли из тени
© фото: светлана староста

В чем истинное назначение женщины? Об этом мы узнали в Курской картинной галерее имени А.Дейнеки, где культурная платформа АРТ-ОКНО - проект благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» - организовала выставку картин из фондов Государственного Русского музея «Выход из тени».

Познакомиться с шедеврами XVIII-XX веков можно абсолютно бесплатно, зарегистрировавшись на сайте АРТ-ОКНО и получив электронный билет. В галерее соблюдаются все меры социальной безопасности, связанные с эпидемией коронавируса.

Не одно столетие прошло, прежде чем женщина стала свободной. Сейчас она покоряет космос и глубины океана, руководит огромными заводами, делает научные открытия, стоит на охране порядка, боксирует с противниками на ринге, отправляется в дальний рейс, управляя мощной фурой. В выборе профессии женщины и мужчины практически равны. Но хорошо ли это? Правильно?

Экспозиция рассматривает проблему через женский образ в изобразительном искусстве и женщину как художника.

Началась экскурсия с зала, в котором расположились картины русских художников XVIII века. Экскурсовод Елена отметила, что в средние века в Европе существовало мнение: «Какая бы женщина ни была, хорошая или плохая, она все равно должна отведать палку». Именно такое отношение к женщине в обществе было долгое время. Причем не важно, какого она происхождения – знатного или простого. Главное ее назначение – принести наследников. Если это по какой-то причине не происходило, муж имел право избавиться от бесплодной жены: заточить ее в монастырь, например.

Впервые выход женщины из тени в России произошел в эпоху Петра I. Царь ввел правило, что в торжественных залах должны висеть парадные портреты правителей в красивых одеждах. А в домах знатных людей – портреты представителей рода, женщин в том числе. Так стали появляться первые изображения женщин. Сначала, конечно, величественных и важных. Вот портрет императрицы Екатерины. Художник середины XVIII века Алексей Андропов достаточно подробно изобразил фактуру ткани платья, мех горностая, блеск бриллиантов. Этому он учился у западных художников. А вот что касается лица, то пока еще присутствует парсунная техника, какую использовали в написании икон. Перед нами величественная особа. Это жена императора Петра I, поэтому на ней королевская мантия. Но она еще не стала Екатериной - правительницей русского государства, не вышла пока из тени своего выдающегося мужа.

В конце XVIII века в России появляются портреты неофициальные, менее торжественные. Пример тому изображение Екатерины II художником Владимиром Боровиковским. Автору было важно показать человеческие качества императрицы. Ее душевную красоту, расположенность к своим подданным. Поэтому она в простой домашней одежде и чепце прогуливается с любимой собачкой по аллеям Царскосельского парка. Но самой Екатерине картина не понравилась, и она отказалась ее выкупать.

В XIX веке художников начинает привлекать жизнь народа. На выставке представлена знаменитая картина А. Венецианова «Молочница». Здесь уже не просто портрет, а сюжет из крестьянской жизни. Женщина с подойником в руках выходит из сарая. И, увидев нас, смущенно отворачивает лицо. На ней яркий красный сарафан и такой же платок, белая с пышными рукавами рубаха - довольно нарядно одета. И в целом ее образ возвышен и поэтичен. Здесь художник немного приукрашивает действительность. В тяжелой повседневной жизни крестьянки выглядели иначе. Они не выходили из тени, их судьба была трудной. Поэт Александр Некрасов писал: «Родиться женщиной в России – большое несчастье».

Поворот в женской судьбе отмечается в конце XIX века, когда в России впервые открылись женские гимназии. У девушек ряда сословий появилась возможность получить разностороннее образование. Вместе с тем они обрели некоторую свободу, вышли за пределы домов, смогли общаться друг с другом. Это была попытка выйти из сумрака многих запретов. Портрет «Курсистка» художника-реалиста Николая Ярошенко привлек нас своей искренностью и непосредственностью. На нем изображена молодая девушка в коричневом форменном платье с белым воротничком. Она весела, беспечна, открыта и смела. Кажется, что ее уговорили посидеть немного спокойно, но через минуту она вновь побежит с подружками в сад, будет играть в салочки. А потом в изнеможении упадет на скамью, повернув свое разгоряченное лицо к солнцу и теплу.

Удивительные картины художницы Марии Башкирцевой «Портрет молодой женщины» и «Молодая женщина с букетом сирени». По живым лицам героинь можно понять их характер, образ жизни, отношение к миру, к обществу, к себе. Это безусловный прорыв, открытие, это выход из тени. Хотя женщина того времени еще не была полностью самостоятельной. Для нее остаться без мужа - означало испытать горькую судьбу, лишения, беззащитность. На выставке есть две картины с изображением вдов. И обе они вызывают чувство сострадания. Художник Ростислав Фелицин на своем полотне «Вдовушка («Убит») показал горе молодой женщины. Она склонилась перед портретом погибшего мужа. Внимательно вглядывается в его черты. Руки сложены для молитвы. Какой будет ее дальнейшая жизнь, мы не знаем, но так хочется, чтобы она была счастливой. На портрете Константина Маковского «Вдова» более зрелая женщина. Художник изображает весь драматизм ее положения. Она рыдает, облокотившись на край комода. Мир разделился на две половины: позади жизнь в достатке с обеспеченным мужем, впереди – одиночество с вечным трудом и болезнями.

Окончательно женщины выходят из тени в советскую эпоху. Картины изображают новых людей, почти без признаков пола, энергичных, целеустремленных, бесстрашных. Мы видим портреты председателей колхозов, трактористов, шоферов, строителей. Они создают новый мир, где нет места слабости и сентиментальности. Здесь же расположены образы женщин искусства: балерин, поэтесс, актрис. Но и они при всей хрупкости и возвышенности достаточно самостоятельны и напористы в своих творческих исканиях.

Завершается вернисаж портретами женщин с младенцами на руках. Это очень символично. Так может, назначение женщины в материнстве, в жертвенности, в дарении своей любви и нежности, в принятии мужской защиты? Так ли необходимо женщине выходить из тени? Вопрос остается открытым. Каждый посетитель выставки может сам поразмышлять об этом.

Экскурсанты из Железногорска, работницы Михайловского ГОКа, были восхищены картинами и поделились впечатлениями.

Оксана Писковая:

— Картины такие настоящие, живые. Как будто видишь реальных людей, становишься частью их жизни. Раскрываешь чьи-то тайны, постигая глубину человеческих душ.  
Светлана Хамидова:

— Выставка интересная. Я считаю, что назначение женщины – это воспитание и рождение детей. У меня их четверо. Дети приносят мне радость, вдохновение и счастье.  
Динара Хамидова, дочь:  
—Я люблю рисовать. Занимаюсь живописью в школе народных промыслов «артель». Сегодняшняя экскурсия стала для меня открытием. Я узнала много интересного.  
Татьяна Главацкая:

— Великолепная экскурсия. Картины, рассказ экскурсовода вызывают много прекрасных эмоций. Заставляют задуматься - а в чем же действительно женское предназначение?  

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

Связаться через:

Светлана Староста

Шеф-редактор газеты.

Ведет рубрики: Образование, Культура

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ