























Железногорец Виталий Старков делает ремни, кошельки и портмоне из кожи. Вещи, созданные ремесленником, неповторимы: больше таких ни в нашем городе, ни за его пределами не найдешь.
Кожевенник показывает широкий черный ремень:
— Это я сделал для друга. Изготовлен из шорно-седельной кожи, провощенной натуральным пчелиным воском – он дает максимальную защиту от влаги. Вот индивидуальная пряжка ручной работы, выкованная ижевским кузнецом…На ноутбуке рядом с рабочим местом Виталия – изображение ремня, подаренного другому знакомому: созвездие и глиф скорпиона, инициалы именинника… Каждый символ мастер выжигал самостоятельно, каждый шов делал вручную. Не верится, что изделие появилось из большого куска толстой кожи и горки железяк. Мастер достает огромные полотна:
— Берется лист кожи, вырезается полоска. Один квадратный дециметр этого материала стоит от 25 до 100 руб. – вещь недешевая. - Дальше все зависит от желания клиента: прошиваю, делаю клеймо, выжигаю символы, если нужно. Работы здесь, не сказал бы, что много, но ее надо выполнить качественно. У меня нет швейной машинки. Все создается руками.На стене в мастерской кожевенника – около сотни инструментов. В углу – вертикальный зажим с забавным названием «шорный пони». Мастер садится на эту штуку, как в седло, и простегивает кожу специальными нитками.
Материалы и оборудование покупались постепенно, в течение пяти лет. И ремесленник очень осторожен с драгоценным имуществом. Кожу нельзя портить – слишком дорогое удовольствие. Движения мастера неспешны и аккуратны:
— Где-то рука дрогнула – шов получится неровным. Неправильно подобрал химию для кожи, поцарапал ее – переделывай. Я специально создавал именно мастерскую, а не магазин. Здесь нет посетителей. Ничто не отвлекает. Закрываю все двери, чтобы никто не мешал. А раньше работал на кухне дома. Тяжелая задачка, когда у тебя двое детей.
О планах и мечтах
Виталий Старков родился в Железногорске, 21 год назад уехал в Орел и остался там. Учился в институте на инженера городского строительства. Потом занимался отделочными работами и ремонтом. Два года назад вернулся в Железногорск.
— У меня был обычный заработок, но хотелось освоить что-нибудь для себя. Думал, чем заняться, вспомнил, что мне нужен кожаный ремень – и тут все как-то сошлось. Идея родилась ночью, долго не мог заснуть. А утром побежал искать магазин. Купил кожу, нитки, шило и ножницы. Только пробовал шить не ремень, а сумки и мешочки, — вспоминает Виталий.Через некоторое время мастер понял, что делать вещи из кожи чересчур затратно, остановил производство. Но потом все же «решил спонсировать свой интерес»:
— Для меня это было увлечение, которое хотелось вывести на новый уровень – чтобы оно еще приносило доход. — вспоминает Виталий.И лучшим шагом для достижения цели стало оформление самозанятости:
— Это мои первые осторожные шаги. Потом, если получится, моя работа может перерасти в более серьезный бизнес. Все зависит от того, хватит ли мне сил. Если дойдет до того, что я буду нанимать людей, прекрасно: дам им возможность заработать.Недавно Виталий Старков арендовал помещение, оборудовал мастерскую. Три раза в неделю он здесь, три дня проводит на другой работе – Виталий техник по ремонту и эксплуатации спортивного оборудования на ледовом катке. Иногда участвует в ярмарках, проводит уроки для детей в доме культурного наследия «Русь». Строит планы: научиться делать более сложные вещи – например, авторские детали интерьера, сумки и рюкзаки. Копит деньги на рекламу и, возможно, на создание собственного сайта для привлечения покупателей из других городов.
— Я оформил самозанятость в конце весны, но только на днях в приложении «Мой налог» появятся первые два чека. Я в самом начале пути. Если смогу, не нарушая законов, добиться, чтобы любимое дело было достойным и единственным источником дохода, - очень хорошо. И идеально – если один из сыновей заинтересуется, поработает со мной и продолжит мое дело, — мечтает Виталий.