Очно или дистанционно?

галина лысова
1 из 1 изображений
Очно или дистанционно?
© фото: галина лысова, архив «жн»

Еще год назад никому бы в голову не пришло обсуждать тему, как учить детей - очно или дистанционно. Но с тех пор как учеников прошлой весной и осенью из-за ковида вынужденно перевели на удаленку, горячие споры об этом не утихают. 

Одни переживают, что дистанционно ребенок не получит достаточных знаний и родители плохие помощники в этом; что его трудно заставить заниматься или, наоборот, долгое сидение за компьютером плохо скажется на детском здоровье; что подрастающий человек лишен широкого общения со сверстниками и взрослыми, иными словами - социализации. Другие считают, что все эти опасности перевешивает одна - именно: посещая школу, дети могут заразиться ковидом. Впрочем, при всем накале дискуссий сторонников очного формата несравненно больше.

На чьей стороне правда, будем выяснять с помощью компетентных экспертов и с учетом мнения горожан.

С 11 января все школьники, включая старшие классы, обучаются очно. Дистанционное обучение будут вводить только точечно, исходя из эпидемической ситуации в классе или образовательном учреждении. Такое решение было принято областным оперативным штабом по коронавирусной инфекции по рекомендации Роспотребнадзора.

Капитанова.JPGМарина Капитанова, главный специалист-­эксперт управления образования:

- Преимущества очного обучения, вербального контакта учителя и ученика очевидны. Переход на дистанционные образовательные технологии с применением электронного обучения являлся мерой временной и вынужденной, так как процент заболеваемости населения и в частности педагогических работников был достаточно высок. На сегодняшний день резкого подъёма заболеваемости в городе не наблюдается. В среде детей и подростков очень низкий процент заболевших COVID­-19. А учителя и другие работники школ активно вакцинируются. Всё это позволило детям вернуться в школы и учиться в привычном режиме. В том числе для выпускников лучше, если подготовка к итоговой аттестации будет проходить в очном режиме, системно и в соответствии с «Дорожной картой по подготовке к ГИА», в которой каждая школа планирует мероприятия по подготовке и проведению ОГЭ и ЕГЭ.

Учить есть кому,­ число заболевших педагогов значительно снизилось. На данный момент выявлено 4 случая заболевания.

В школах приняты меры по предотвращению распространения коронавирусной инфекции: обработаны классы, места общего пользования, заготовлены антисептические средства для рук, составлены графики дежурства учителей для измерения температуры детей при входе в школу. Работники обеспечены масками и перчатками.

тяжкороб.jpgЕвгений Тяжкороб, директор школы №8:

­ - Схема дистанционного обучения была отработана в четвертой четверти прошлого года, учителя и ученики получили тогда практический опыт. Поэтому осенью все было уже понятней, лучше, соответственно, результативность выше. И знания, полученные осенью, думается, качественней.

Реакция на переход в очный формат разная. У детей среднего и начального звена школы было много эмоций от встречи с одноклассниками, от возможности общаться. И мы лишний раз убедились, что ребенок все­-таки должен находиться в обществе, а на постоянной дистанционке может вырасти довольно ущербная личность, возможно, неспособная на контакты, анализ обстановки и принятие решений. Только общаясь, дети готовятся к будущей жизни.

Для старшеклассников важно качество самой учебы. На уроке немаловажен момент эмоций в живом общении между учителем и детьми, с экрана совсем не то восприятие материала. И когда ученик занимается в классе, учитель сразу видит, кто из них чем занимается. Это особенно необходимо детям, которые не привыкли самостоятельно усердно трудиться. На них ситуация с дистанционным обучением влияла негативно, подрывала мотивацию к усидчивому труду. И большая масса детей училась постольку поскольку.

Беседовал со старшеклассниками, и мы пришли к выводу, что дистанционное обучение не лучшим образом влияет на развитие умственных способностей, на физическое развитие организма и на психику.

Рубцова.JPGСветлана Рубцова, заместитель главного врача горбольницы по детству:

- Считаю, что очное обучение предпочтительно. Когда складывается неблагополучная эпидемическая ситуация, целесообразно введение при необходимости карантинных ограничений в отдельных классах или школах.

Критической ситуации с заболеваемостью детей новой инфекцией в городе однозначно нет – в большей степени это касается взрослых, а дети обычно только носители вируса. Всего с начала пандемии в городе ковидом переболели 145 детей. Сейчас коронавирус выявлен у 9, а на осеннем пике, в ноябре, было до 20 случаев.

А вот в дистанционном обучении мы, медики, видим определенные риски для детского здоровья. Прежде всего, это большая нагрузка на глаза, поскольку ребенок подолгу работает за компьютером. В этом году нами выявлен большой рост заболеваний органов зрения у детей. По статистике заболеваемости в 2020 году они занимают 3 место после болезней органов дыхания и травм.

Второй риск учебы дома – нарушение осанки, проблемы с позвоночником. В школе дети сидят за специально подобранными по возрасту столами, соответствующими стандартам школьной мебели. Дома они устраиваются, как хотят.

Третий серьезный минус – малоподвижный образ жизни. На дистанционке дети не столь активно двигаются. В основном сидят за уроками, едят, спят. Так развивается гиподинамия с неприятными последствиями: избыточным весом, нарушениями со стороны опорно-­двигательного аппарата. Отсутствие смены деятельности также негативно влияет на психологические процессы.

Милютина.jpegМарина Милютина, психолог гимназии №1:

- Я беседовала с детьми, и у них проявляется разное отношение к переходу на очное обучение. Психологический комфорт, общение – одно, а в плане учебы – другое. Те, кто привык дисциплинированно учиться, отмечают, что на дистанционке у них больше времени оставалось на самообразование. У тех, кого надо заставлять учиться, возникали сложности.

Школьники 5-­6­-х классов с большим удовольствием вернулись в коллектив, даже как будто заново открыли для себя школу. Многие старшеклассники говорят, что им хватало общения на стороне. В подростковом возрасте общение является первостепенной деятельностью.

Самая распространенная жалоба, что на дистанционном обучении потерялась способность структурировать свой день, ребята выпали из временного режима. Отмечают положительно, что теперь расписан день, появилась возможность ходить в кружки и секции.

Для того, чтобы детей комфортно ввести в очный режим школьных занятий, самое главное – соблюдать режим дня. Вовремя отправлять спать, правильно кормить, обеспечить условия подготовки домашнего задания. Но адаптацию не надо растягивать, ведь они не первый раз пришли в школу, а просто вернулись к нормальному ритму жизни.

Педагоги отмечают, что онлайн-­обучение было труднее для них и школьников. Учителя охотно перешли к очным урокам.

Мы спросили у родителей, школьников, учителей, что лучше, очное или дистанционное обучение?

Елена Тачилина.JPGЕлена Тачилина, мама одиннадцатиклассницы:

- Лучше учиться в школе, где у детей есть живой диалог с учителем. К тому же система дает сбои, дети нервничают, ищут разные пути, бывает, и хитрят. Хотя успеваемость особенно не страдает.

Именно для выпускного класса вижу и плюсы дистанционного обучения. У ребенка есть возможность готовиться к экзаменам по максимуму, а другим предметам уделять меньше времени. Возможно, это и неправильно, но для кого-то может оказаться актуальным, ведь выпускникам важно сдать ЕГЭ на высший балл. А в целом, детям, конечно, необходимо исключительно очное обучение.


зарубина.jpgЕлена Зарубина, заместитель директора школы №13, учитель русского языка и литературы:

- Безусловно, в приоритете очное обучение, когда в школе взаимодействуют главные участники образовательного процесса – ученики и учителя. В условиях стабилизации эпидемиологической обстановки на вопрос: очно или дистанционно – я бы однозначно ответила – очно. Непосредственный диалог учителя и учеников на уроке - важнейшее условие эффективного усвоения знаний. Но в сложных эпидемиологических условиях дистанционное обучение – единственно правильное решение. Оно позволяет сохранить самое главное – здоровье учеников, их родителей, учителей - и даёт возможность реализовывать образовательные программы на всех уровнях обучения.


герасименко.jpegАнна Гуслякова, учитель географии школы №3:

- Учиться детям, конечно, лучше очно, когда есть живой контакт, они видят взгляд учителя, слышат его живую речь. Воспринимают его как преподавателя и человека. И я вижу глаза детей, знаю, понимают или не понимают материал, на что нужно сделать упор. Та же работа в тетради, сразу видно – кто пишет, кто нет, как овладели информацией. Через экран этого не увидишь. Кроме того, целый день сидения за монитором плохо сказывается на зрении и психологическом состоянии. Могу сказать, что дети вернулись в школу и учатся с радостью - внимают каждому слову учителя. И мы рады увидеть их снова.


Кузичкин.jpegАлексей Кузичкин, ученик 7 класса школы №6:

- Мне не нравится учиться дистанционно, и оценки снизились. В школе намного лучше, понятней материал, можно сразу попросить учителя уточнить или разъяснить. И с ребятами рад был встретиться, надоело сидеть дома.




Крештопов.jpegАлександр Крештопов, ученик 5 класса лицея №12:

- Мне лучше на дистанционном обучении, потому что можно до восьми поспать и не очень много задают. Проблемы с успеваемостью немножко были по русскому, а так – нормально. Мама с папой говорят, что надо ходить в школу, там нас учителя видят, есть физкультура. А с друзьями я и на дистанционке общался - по видеосвязи, с соседями.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ