Новогодние герои по-женски

никита бессарабов
1 из 2 изображений
Новогодние герои по-женски
© фото: из архива ольги василенко и дарьи миловидовой
2 из 2 изображений
Новогодние герои по-женски
© фото: из архива ольги василенко и дарьи миловидовой

Какими видят образы своих персонажей Баба-яга с 18-летним стажем Ольга Василенко и Снегурочка - Дарья Миловидова.

Баба-яга на проводе

Наш разговор с режиссером и руководителем двух театральных коллективов «Зазеркалье» и «XI век» Ольгой Василенко состоялся по телефону. Артистка шутит, что, хоть она и пользуется кнопочным мобильником, Баба-Яга она все-таки прогрессивная – летает не на ступе с метлой, а на пылесосе.

- Когда вы начали свою карьеру Бабы­-яги?

- Я уже не помню, как я первый раз стала Бабой­ягой. Мне этот образ нравится очень давно. Я не могу назвать ее ни злой, ни доброй. Она с чувством юмора, хитрая, помогает хорошим и не любит плохих. Но при этом Баба­яга никогда не упустит своей выгоды. Она в первую очередь женщина. Не красавица, но необыкновенно привлекательная и обаятельная. В сказках Баба­-яга почти всегда – испытание. Она проверяет путников, которые ее навещают – часто добрых молодцев – на прочность.

- Эта роль вам близка?

- Я всегда говорю, что Баба-­яга для меня не образ, а состояние души. Никогда бы не согласилась играть Снегурочку. Она слишком сладкая, положительная, милая.

Даже когда училась в театральном институте, мне всегда говорили, что я харАктерная актриса. Никак не лирическая.

А Баба-­яга – это харАктерный персонаж. Она может быть абсолютно любой в зависимости от обстоятельств, от произведения, от того, кто его написал. Очень многие современные авторы, детские и взрослые, берут этот персонаж в главные герои.

Все потому, что Баба­-яга очень харизматична. Хотя, опять же, все зависит от того, как ее подать: сыграть старую каргу с накладным носом или представить ее обаятельной стервочкой вполне милых лет. В конце концов, она волшебница. Умеет колдовать. Думаете, у нее нет молодильных яблок?

- Есть у вас какие­-то особые методы исполнения роли?

- Для меня Баба-­яга никогда не была злым персонажем. Она мне очень нравится. Поэтому я ни разу не играла Бабу-­ягу с накладным носом. Но обязательно надеваю парик.

Вообще все зависит от сказки. Если по сценарию это скорее народный персонаж, то я использую инвентарь Бабы­яги: юбку с заплатками, платки и жилетки. Но сейчас, например, я играю в сказке по современному сценарию. И там Бабка совсем другая. Жжет – мама не горюй. Рулит всем действием. Опять же, как настоящая женщина.

Снегурочка с амбициями Кощея

Режиссер Дворца горняков Дарья Миловидова первый раз стала Снегурочкой в 16 лет. Тогда в КЦ «Русь» бухгалтером работала ее мама, и девушке предложили эту роль. А вот ни в детском саду, ни в школе ей не удалось быть Снегурочкой.

- Вам нравится ваша героиня?

- Если честно, Снегурочка ­ тяжелый персонаж. Только кажется, что это просто милая девочка, которая всем улыбается и мало говорит.

Для меня это сложный образ. Шутить, прикалываться и смеяться в этой роли нельзя. Нужно всегда улыбаться и быть доброй. Скакать и прыгать тоже не положено. Снегурочка не может так себя вести.

Это очень меланхоличное и даже амебное создание. Довольно наивное, потому что в сказке ее постоянно обманывают, а она продолжает всем верить.

Мы недавно снимали сказку, в которой мне в очередной раз пришлось стать Снегурочкой. Сначала в той постановке у меня была роль Гномика. Вот это классный образ: прыгай, играй, кричи… Если вдруг забыл слова, можно сказать что­нибудь другое ­ и это будет красиво. А Снегурочка должна быть одинаковой все время. Не дай Бог что­то пойдет не так – дети не поверят.

- Работа Снегурочки как­то изменилась в этом году?

- Из-­за всех запретов с детьми теперь не пообщаешься. Есть большая разница между работой на камеру, игрой на сцене и живым общением с малышами.

На сцене ты внутри этой сказки. Если что­то забыл, не доиграл и не учел, помогут спецэффекты и декорации. Они доработают образ.

Когда ты с ребенком один на один, все зависит от актера. Были случаи, когда дети говорили: «Ты не настоящая».

- Вас это ранит, как актера?

- Это не обидно. Сейчас дети не такие, как были 8-­10 лет назад. Они многое знают, у них огромный доступ к информации.

У меня есть свой прием, такой последний аргумент для ребят. Когда ходим по домам, всегда одну руку держу на улице без перчатки – чтобы была холодной. Говорю так: «Потрогай мою руку. Она ледяная!». У многих сомнения отпадают.

Важно то, во что персонаж одет. Деды Морозы часто приходят в красной шубе, но в джинсах. Думают, никто не заметит. Ничего подобного! Дети видят вообще все. Ребенок может заинтересоваться, в каких сапогах пришел Дед Мороз. Заглянет под шубу – а там джинсы! И все, умирает магия. Какие джинсы у Деда Мороза? То же и со Снегурочкой. Ну не может она ходить в кроссовках.

- В каком возрасте дети перестают верить в новогоднее чудо?

- В 5­-6 лет дети уже начинают задавать вопросы. Но у меня есть знакомые ребята, которые в 7-­9 еще верят в новогоднее чудо. Хотя они, конечно, что­то подозревают и узнают меня на улице.

Детей смущает то, что Снегурочки и Деды Морозы всегда разные. Когда малыши об этом спрашивают, мы отвечаем: «Дед Мороз и Снегурочка одни единственные. Но у них есть помощники. Только это секрет, не рассказывайте никому».

- Как Снегурочка празднует Новый год?

- У меня нет этого праздника в его нормальном виде. Я обычно работаю с 5 утра до глубокой ночи. У артистов праздник начинается только в новом году.

- Были моменты, когда вы хотели «включить» Снегурочку за пределами сцены, так сказать, использовать этот образ в общении с людьми? 

- Мне нравится, что Снегурочке верят дети. Мне нравится, что у меня получается эта роль. Но в жизни я вообще не Снегурочка, я режиссер, и моя работа показывать, как и что делать. Недавно я объясняла актеру, как играть Кощея. В сценарии этот герой был очень импозантным, модным, современным, разбирающимся в модных челленджах. Вот я хотела бы быть таким Кощеем. Даже слова его выучила.

- Были курьезные моменты, когда вы в роли Снегурочки поздравляли на дому детей?

- Много всяких случаев! Как­то раз зашли в квартиру, я спросила у родителей: «Девочка Вика здесь живет?». Ответили, что действительно такая есть. Я прошла дальше и вдруг поняла, что люди почему­то не готовы нас встречать: обычно ребенок в костюме, в квартире убрано. А тут все максимально обыденно. Ребенок сидит в кровати и смотрит мультики, родители в полном шоке на меня смотрят. Я потихоньку повернулась к отцу семейства и спросила: «Мы, наверное, не туда попали?». «Да, вы ошиблись адресом». Я говорю: «Ну, мы девочку поздравим тогда». В ответ: «Ну, поздравьте, пожалуйста».

Не может же Снегурочка, посмотрев на ребенка, развернуться и уйти. Родители быстро конфеты нашли. Позвала Деда Мороза, поздравили девочку.

Тогда и номер квартиры, и подъезд, и имя ребенка совпали, только домом ошиблись.

Был случай, когда мы ездили на заказы вчетвером. И вот однажды застряли в лифте между этажами – Дед Мороз, Снегурочка и два огромных Зайца. Вызвали бригаду спасателей. Дверь полностью не открылась. В образовавшуюся щель Дед Мороз и Снегурочка вылезли сразу, а Зайцев вытаскивали «по частям»: сначала туловище, а затем огромную голову.

Спасатели и лифтеры, глядя на эту картину, умирали со смеху. Все это, понятное дело, происходило с криками, со смехом, с определенными словами, которые ярко отображали ситуацию.

А однажды зашли в лифт, только стали подниматься, и тут Дед Мороз упал. Я подумала, что ему плохо стало. Бросилась к нему, а он подскакивает и показывает разорванную шубу. Оказалось, одежда застряла в дверцах лифта.

Пришлось костюм на месте латать. Мы с собой всегда носим нитки, иголки и дополнительные наборы конфет – на всякий случай.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ