Строила комбинат и город

галина лысова
1 из 2 изображений
Строила комбинат и город
© фото: архив Лидии Бобковой
2 из 2 изображений
Строила комбинат и город
© фото: архив Лидии Бобковой

Лидия Кузьминична Бобкова - одна из самых титулованных первостроителей Железногорска. Кавалер ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени, медали «За трудовую доблесть». Имеет Почетную грамоту ЦК ВЛКСМ и множество трудовых отличий разного ранга. Почетный ветеран треста «Курскрудстрой», многолетний депутат Горсовета и член обкома профсоюзов, делегат профсоюзного съезда страны – это все о ней, бывшем бригадире отделочников треста «Курскрудстрой».

Лидия Кузьминична часто повторяет: «Этот город мой и моих девчат». Имеет в виду не просто место жительства, а то, что многое в Железногорске построено при непосредственном участии ее прославленной бригады.

— Мы работали на строительстве промышленных объектов: комбината - начиная с дробильно-сортировочной фабрики, завода «Кристалл» и других. А также - на городской «социалке» и жилье. В том числе, нашими руками выполнена отделка 13 городских школ и 23 детских садиков, больниц и учреждений культуры, жилых домов во всех микрорайонах, кроме нового 13-го, — рассказывает Лидия Бобкова.
…Лида родилась в деревне Веретенино Михайловского района, пережила ужасы немецкой оккупации. Отец погиб на фронте, так что девочке, а затем девушке надо было помогать матери. При этом училась в школе хорошо, а получив аттестат, поехала в Донецк. Там ее дядя руководил деревообрабатывающим предприятием. Он тут же «нарисовал» племяшке перспективное будущее, мол, будешь учиться в техникуме и работать у меня секретарем. Вот только не учел самостоятельный характер девушки.

— Вечером пошла на сеанс в кинотеатр и увидела, как в соседнем помещении работали отделочники. Ахнула: белизна высоких потолков, витиеватый орнамент, детские личики по углам. Сразу решила, что и она будет создавать такую красоту. Спросила у девчат-отделочниц, хорошо ли получают, как можно устроиться на работу, — вспоминает, как попала в профессию, ветеран.
Девушки позвали мастера, и вскоре Лида уже постигала малярную профессию на реальном объекте, под руководством опытного мастера. В техникум тоже поступила - на вечернее отделение. Все, казалось, устроилось: за пять лет получила высокий пятый разряд, посылала деньги маме. На работе ценили, обещали квартиру. Но из родного края написали, что там началась гигантская стройка горнорудного комбината. А тут еще жених пришел с флота. И девушка в 1958 году поехала с уже обжитого места на родину.

Здесь после донецкого комфорта - ни квартиры, ни удобств. Осенью - непролазная слякоть, в которой застревали сапоги, зимой - морозы и огромные сугробы. В тресте «Курскрудстрой» встретили квалифицированного специалиста Бобкову радушно, но поначалу предложили поработать разнорабочей – дело пока не дошло до малярных работ. Однако стройка разворачивалась быстро, и уже через год Лиде поручили возглавить бригаду отделочников в специализированном управлении треста.

Работать на отделке первых домов горняцкого поселка приходилось без света, с переносками, а то и при свечах. А на строительстве огромных фабричных корпусов надо было работать на 100-метровой высоте. Лидия действовала бесстрашно - обвязывалась для страховки, и на стреле подъемника выполняла бетонное покрытие.

— Переживала за другое: сдавать объекты комбината требовали досрочно, завершающий этап работ – отделочников. Но как успеть, если нет ни шпаклевочного аппарата, ни даже распылителей и простейших инструментов, ветоши. А вместо респираторов марлевыми повязками приходится защищаться. Я говорила об этом на всех оперативках, при самых высоких гостях, — рассказывает Лидия Кузьминична.
Ее-то и снарядили в министерство выбивать необходимое. Поехала в Москву с кучей наказов. Конечно, робела, боялась что-нибудь важное для стройки забыть. Но потом решила: в первую очередь скажет, что отделочникам надо, и немного успокоилась. На совместном заседании министерской коллегии, ЦК ВЛКСМ и профсоюзов выступила под аплодисменты. Министр строительства предприятий тяжелой индустрии Николай Голдин проникся, и железногорским строителям стали поступать рабочие инструменты. Появился и шпаклевочный агрегат. Только поначалу работать на нем никто, кроме Бобковой, не умел.

А ей не привыкать учить профессии, правильно организовать работу коллектива. Почетный наставник, она более 300 человек вывела в хорошие отделочники, воспитала четырех бригадиров. Требовала от бригады в любых условиях работать быстро и качественно. Не только на промышленных объектах.

Люди с нетерпением ждали жилья – оно должно их радовать. В школах и детсадах детям нужен уют. И так настроила она свой коллектив из 40 человек (на промстройках бригаду увеличивали и до 80), что за отделочниками Бобковой никогда не было задержки в сроках, а качество на госприемке объектов за ее бригадой уже и не проверяли.

Со временем женская бригада не считалась, выходила еще и на субботники, нередко и с детьми. Чтобы детвора не скучала, тетя Лида-бригадир накупит, бывало, печенья, раздаст малышам. Они давно выросли, но до сих пор помнят это добро, здороваются при встрече.

И радостно Лидии Кузьминичне Бобковой ходить по улицам, где повсюду виден результат ее труда – дома, школы, детские сады. Это город ее и девчат.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ