Железногорск увидел «Фрекен «Жюли»

светлана романчикова
1 из 7 изображений
Железногорск увидел «Фрекен «Жюли»
© фото: светлана романчикова
2 из 7 изображений
Железногорск увидел «Фрекен «Жюли»
© фото: светлана романчикова
3 из 7 изображений
Железногорск увидел «Фрекен «Жюли»
© фото: светлана романчикова
4 из 7 изображений
Железногорск увидел «Фрекен «Жюли»
© фото: светлана романчикова
5 из 7 изображений
Железногорск увидел «Фрекен «Жюли»
© фото: светлана романчикова
6 из 7 изображений
Железногорск увидел «Фрекен «Жюли»
© фото: светлана романчикова
7 из 7 изображений
Железногорск увидел «Фрекен «Жюли»
© фото: светлана романчикова

20 августа на сцене Дворца горняков состоялась премьера спектакля «Фрекен Жюли».

Постановка Театра им. Моссовета по пьесе шведа Августа Стриндберга удивила неординарной подачей сюжета, виртуозной игрой актеров и натурализмом исполнения. Возрастной ценз 18+ подогрел интерес зрителей – в зале практически не было свободных мест. Узнав, что же такое «недетское» приготовил режиссер Евгений Марчелли, железногорская публика аплодировала и дарила цветы.

Драма Стриндберга когда-то считалась слишком смелой, даже скандальной и была запрещена цензурой, а сейчас является одной из наиболее популярных репертуарных пьес.

В постановке задействовано всего три актера, а ее незамысловатую на первый взгляд фабулу и в рамках современности можно считать провокационной. Суть истории в том, что дочь хозяина поместья, молодая женщина фрекен Жюли соблазняет своего лакея Жана фактически на глазах его невесты, кухарки Кристины.

С самого начала спектакль удивил зрителей. Местом действия стала ничем не примечательная кухня: стол, два стула-табурета, кухонный блок с электроплитой и рукомойник. Кухарка Кристина (Кристина Исайкина) подробно и не торопясь готовила ужин: резала настоящий салат и жарила настоящую отбивную. У сидящих на первых рядах зала, кстати, была возможность попробовать еду и пригубить бокал вина, поднесенные актерами.

Единственный мужской персонаж – лакей Жан (Павел Усачев) – знает свое место, но мечтает о богатстве и высоком положении в обществе. Актрисе Лилии Волковой в роли Жюли удалось сыграть женщину, сочетающую в себе и жесткость, лидерскую харизму, и романтичность, ранимость. В лаконичные 80 минут действия уложились крепкие словечки, распитие алкоголя, диалоги героев пьесы на белоснежном постельном белье. Перед глазами зрителя прошла битва трех характеров – истеричной и взбалмошной Жюли, невозмутимо-отстраненной Кристины и цинично-практичного себе на уме «подневольного» Жана. Во время спектакля моментами хотелось плакать, местами смеяться, а в какие-то минуты в воздухе витало ощущение стыда и неловкости. Концовка спектакля осталась открытой. О чудесной стране поет Жанна Агузарова, а фрекен Жюли лежит на кровати и смотрит на лезвие опасной бритвы – невидяще и пристально. Каков будет финал, режиссер предоставил решать зрителю, как и найти ответы: кто виноват и что делать.

Гости нашего города выразили признательность благотворительному фонду «Искусство наука и спорт» за возможность представить известный спектакль зрителям небольших городов. Актеров тепло принимали в Старом Осколе и Губкине, а в Железногорске удалось побывать на экскурсии в железном сердце нашего города и оценить масштаб гигантского карьера. «В Железногорске удивило отсутствие суеты, а карьер показался энергетическим центром всей земли!», - творческая команда поделилась впечатлениями и личным взглядом на характер и поведение героев постановки.

Евгений Марчелли, художественный руководитель Театра им. Моссовета, режиссер постановки «Фрекен Жюли»:

— Пьеса написана Стриндбергом в то время, когда нельзя было открыто говорить о многих проблемах как в обществе, так и во взаимоотношениях полов. Сюжет можно рассматривать как борьбу Раба с Господином, желание первого всегда оказаться над тем, кто стоит выше него, и наоборот. С другой стороны, эта пьеса – абсолютная история мужского и женского вне времени и социальных рамок. При работе над постановкой мы постарались нивелировать момент социального неравенства, оставив главной тему любовного треугольника. Финал открыт, ведь каждый человек после потрясений сам решает, что делать: жить дальше или покинуть этот мир.
Лилия Волкова (Жюли):

— Моя героиня вынуждена быть стервой, потому что она несчастный человек – недолюбленный и недооцененный, а ее поведение – это защита. Вживаться в этот многослойный образ было сложно, и по сей день работа продолжается. Каждый спектакль проходит по-разному, с импровизациями. Меняется и наше отношение к героям, мы растем. Эту роль считаю очень важной в своей актерской судьбе, она помогла мне сделать шаг вперед внутри себя. Благодаря этому даже получилось решить свои внутренние человеческие проблемы.
Павел Усачев (Жан):

— Приходилось слышать отзывы из зрительного зала о том, что самый несчастный персонаж в спектакле это именно Жан и этот человек не умеет любить. С последним, пожалуй, не соглашусь. Жан любит Кристину, а в Жюли он любит себя.
Кристина Исайкина (Кристина):

— Кухарка относится к хозяйке как слуга, не испытывая никаких эмоций, кроме страха перед представителем более высокого сословия. Она как бы человек-невидимка, и все время уступает. Но когда ее против воли втащили в личную ситуацию и пытаются занять ее место, она защищает свою любовь. Да, она любит жениха, хотя это чувство не романтическое, а больше любовь ради социального спасения – в паре легче выжить.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ