Гастроли знаменитого театра состоялись при содействии благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» в рамках программы «Развитие регионов».
Спектакль – не историческое повествование, а исследование того, что за гранью нашего понимания. Метафизика изучает «то, что за физическим», первоначальную природу вещей. Природу любви дерзнул исследовать актер и режиссер Дмитрий Сердюк, который за основу взял сценарий кинорежиссера Сергея Соловьева.
— Я пытался понять, что такое метафизика любви вообще и метафизика именно их любви. Тургенев и Виардо – оба были талантливыми, непростыми людьми, и оба расплатились за эту любовь, весьма дорого, каждый по-своему, — рассказал о задумке постановщик.На сцене только двое – актеры Сати Спивакова и Владимир Кошевой. Они сыграли около десятка персонажей, рассказали целую жизнь – ведь отношения Тургенева и Виардо длились 40 лет. Часто актеры выступали просто в роли рассказчиков, как бы зачитывая отрывки из больших книг. Как выразился Владимир Кошевой, спектакль «густонаселенный», но благодаря игре дуэтом он становится очень камерным и даже интимным.
Вот на сцене маленький Ваня, которого секут по приказу деспотичной матери, а следом за этим – девочка Полина, которую отец вдохновляет на путь великой артистки. И становится понятно, почему между раненым женской жестокостью молодым человеком и избалованной славой замужней певицей вспыхнет такая мучительная связь. Полина в исполнении Сати Спиваковой преданная сцене, но и трепетная, нежная, по-матерински жалеющая. «У ваших милых ног хочу я вечно жить и умереть», - пишет ей, страдая от разлуки, Тургенев.
Любовную магию поддерживает музыка. В спектакле звучат произведения Шопена, Монтеверди, Сати, Шварца и Десятникова, волшебные голоса Марии Каллас и Джесси Норман. Не случайно в спектакле мы слышим «Утро туманное» в исполнении королевы романсов Валентины Пономаревой. Стихотворение «В дороге» 25-летний Тургенев написал вскоре после встречи с 23-летней Виардо.
Также своей французской возлюбленной посвятил наш классик и стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы» и «Стой». Уже в финале, после смерти главных героев (а Полина пережила писателя на 27 лет), мы услышим: «Стой! Какою я теперь тебя вижу – останься навсегда такою в моей памяти!.. Вот оно, вот оно, бессмертие! Другого бессмертия нет – и не надо».
Тургенев прав: спустя почти 200 лет эта история заставляет сердца зрителей откликнуться щемящей печалью и задуматься об истинной природе любви. Железногорцы приняли спектакль очень тепло и несколько раз аплодисментами вызывали актеров на сцену.
***
Позже Сати Спивакова и Владимир Кошевой рассказали журналистам о том, как работали над спектаклем.
Сценарий Сергей Соловьев писал для фильма, в котором планировал снять Татьяну Друбич и Олега Янковского. В 90-х годах начались съемки, но из-за финансовых проблем фильм так и не состоялся. Сценарий до времени оказался «в столе».
— Примерно в 2018 году мы решили сделать литературно-музыкальную композицию к юбилею Тургенева. Пытались использовать письма. Потом выяснилось, что на основе переписки получается довольно скучно. К тому же Виардо после смерти Ивана Сергеевича отправила в Россию его письма, а свои почти все уничтожила, — рассказала Сати Спивакова.И тогда Сергей Соловьев предложил свой сценарий со словами «Хулиганьте, делайте с ним что хотите». Уже готовую композицию увидел руководитель Театра Наций Евгений Миронов и предложил поставить ее в театре. Так появился режиссер Дмитрий Сердюк, который придумал видео, дополнил образы и довел постановку до конечного результата.
Премьеру зрители встретили очень хорошо, и с тех пор спектакль «Наше все…» Тургенев. Метафизика любви» идет с большим успехом.
По признанию артистов, все эти годы они находят в постановке новые краски. Не стал исключением и Железногорск:
— Здесь большая сцена и, главное, большой зал. В Театре Наций мы играем на малой сцене, буквально в метре от зрителя. А сегодня мы сыграли как-то «покрупнее».Конечно, актеров спросили, как им удается сыграть так много ролей и быть такими убедительными.
— Перевоплощаться – это некая азбука профессии. Это интересно, когда надо выскочить из одного образа и впрыгнуть в другой. Потом здесь не только образы, поскольку это не пьеса в чистом виде. Мы играем постановку сценария, поэтому есть образ рассказчика, который иллюстрирует кино, — пояснила Сати Спивакова.Владимир Кошевой, которому пришлось сыграть, кроме Тургенева, и роль мужа Луи Виардо, признался, показывая на партнершу по сцене:
— Посмотрите на эту прекрасную женщину и актрису. Чем больше мужчин ее любят, тем лучше. Поэтому мне было очень легко играть. Я люблю Полину в исполнении Сати.Актеры также поблагодарили фонд «Искусство, наука и спорт» за сотрудничество и за то, что этот камерный спектакль смогут посмотреть еще больше зрителей в разных городах страны. Театр Наций только начинает сотрудничество с фондом, и хорошо, если оно будет продолжено.