В Железногорске прошла премьера спектакля «Король Лир»

светлана староста
1 из 12 изображений
В Железногорске прошла премьера спектакля «Король Лир»
© фото: светлана староста
2 из 12 изображений
В Железногорске прошла премьера спектакля «Король Лир»
© фото: светлана староста
3 из 12 изображений
В Железногорске прошла премьера спектакля «Король Лир»
© фото: светлана староста
4 из 12 изображений
В Железногорске прошла премьера спектакля «Король Лир»
© фото: светлана староста
5 из 12 изображений
В Железногорске прошла премьера спектакля «Король Лир»
© фото: светлана староста
6 из 12 изображений
В Железногорске прошла премьера спектакля «Король Лир»
© фото: светлана староста
7 из 12 изображений
В Железногорске прошла премьера спектакля «Король Лир»
© фото: светлана староста
8 из 12 изображений
В Железногорске прошла премьера спектакля «Король Лир»
© фото: светлана староста
9 из 12 изображений
В Железногорске прошла премьера спектакля «Король Лир»
© фото: светлана староста
10 из 12 изображений
В Железногорске прошла премьера спектакля «Король Лир»
© фото: светлана староста
11 из 12 изображений
В Железногорске прошла премьера спектакля «Король Лир»
© фото: светлана староста
12 из 12 изображений
В Железногорске прошла премьера спектакля «Король Лир»
© фото: светлана староста

26 марта во Дворце горняков состоялась премьера спектакля народного молодежного театра «Данко» по трагедии Вильяма Шекспира «Король Лир». В зале – полный аншлаг, безусловный успех и восхищение.

К постановке пьесы великого английского драматурга театральный коллектив обращается во второй раз. Прежде была комедия «Укрощение строптивой», веселая, остроумная, жизнерадостная.

— Мы готовились тогда к очередному юбилею театра, поэтому трагедия была бы неуместна, но мечта поставить «Короля Лира» возникла еще тогда. И вот возможность представилась. Это произведение никого не оставит равнодушным. В нем есть все: крушение семьи, государства, личные трагедии людей, предательство, глупость, стремление к власти. Но главное – в нем есть милосердие и покаяние, — подчёркивает руководитель «Данко» Людмила Чевычелова.
Король Лир (Дмитрий Струц) привык к власти над людьми, беспрекословному подчинению, богатству. Лесть и преклонение для него дороже искренних чувств. Однажды он решает разделить наследство между тремя дочерями: Гонерильей (Юлия Шам), Реганой (Наталья Соловьева) и Корделией (Анна Чекулаева). «Ярмо забот с дряхлых плеч переложить на молодые и доплестись до гроба налегке». Но прежде желает, чтобы каждая из девушек рассказала о своей любви к нему. Та, у которой признания окажутся сильнее и выразительнее, получит лучшую часть наследства. Старшие дочери рассыпались в красивых словах перед отцом, обманывать его им не впервой. Но Корделия отказалась говорить о своих чувствах. Она призналась, что любит отца, как велит ей долг, она благодарна ему за все, но когда выйдет замуж, часть этой нежности перенесет на мужа. Король Лир разгневан, он ждал другого ответа от своей любимицы. Он лишает дочь наследства, оскорбляет и проклинает ее.

Вот тут и завязывается конфликт. Король делает одну ошибку за другой. Изгоняет верного друга графа Кента (Максим Шуляк), который заступился за девушку. Герцог французский (Александр Ишков) берет в жены Корделию, не обращая внимания на то, что она лишена наследства. Он понял, что юная девушка обладает благородством, честью и достоинством и станет ему прекрасной и верной женой.

Граф Кент остается преданным своему другу, он понимает, что Лир попал в беду. Он переодевается в бедняка и нанимается к королю на работу, чтобы быть рядом. Как и предполагал Кент, дочери, получив наследство и став полноправными хозяйками, изгоняют отца, лишают прислуги, заботы, пищи. Король бродит под проливным дождем, теряет рассудок. Но судьба посылает ему подарок – встречу с младшей дочерью. Эта сцена очень трогательно и глубоко сыграна актерами. Король Лир понимает, что прощен и любим. Корделия действительно любит отца, жалеет его. Наступает прозрение, он раскаивается.

В пьесе показана параллельная картина схожей катастрофы в семье Глостера (Михаил Любеев). Его незаконнорожденный сын Эдмонд (Павел Смышляев) из алчности и жестокосердия оговаривает своего брата Эдгарда (Станислав Митин) и предает на муки отца.

Шут (Армен Айрапетов) воплощает народную мудрость и правду. Он смело называет короля глупцом и дураком, говорит, что он «все свои титулы роздал, а этот остался при нем, он его природный». Король не обижается на слугу, соглашаясь с его правотой.

По законам трагедии многие герои гибнут в финале, в том числе и король Лир. Но торжествует и живет энергия добра, всепрощения, раскаяния. Как правило, позднего, но все же раскаяния.

Постановка удалась. Актеры играли великолепно, скорее, не играли, а жили на сцене, страдая, ненавидя, любя и прощая. Сложнейший шекспировский текст был прекрасно ими понят и передан зрителю. Каждый актер серьезно подошел к раскрытию своего персонажа. Точно понял своего 85-летнего героя, проникся сочувствием к нему 45-летний Дмитрий Струц.

Людмила Чевычелова оценила работу своих актеров:

— Они молодцы, все великие труженики и умницы, настоящие энтузиасты. У всех работа, смены, семейные проблемы, но они находили время на репетиции, которые длились более трех часов. Я рада, что у меня есть такие соратники, соавторы, друзья. На душе светло от мысли, что наш театр жив, и так будет всегда. Почему в зале смеются или рыдают? Ведь знают, что это играет артист. Потому что актер способен так воздействовать на души людей.
Спектакль «Король Лир» подготовили не только актеры и режиссер. Художники Дворца горняков Елена Форшенева и Павел Смышляев, молодые, творческие, креативные, помогли в создании чудесных декораций. Как заметила Людмила Федоровна, они все схватывали на лету, вносили свои идеи и предложения. Прекрасным было освещение действа. Об этом побеспокоились Александр Тараманов и его помощник Сергей Ситников.

Весомый вклад внесли костюмеры Ирина Курдюкова и Ирина Мелехова, которые сшили костюмы по эскизам костюмов Малого театра. К каждому подобрали свой орнамент. Ирины признались, что работать им было очень интересно, они словно погрузились в старину, вдохнули атмосферу Средневековья.

Успех спектакля зависел и от музыкального сопровождения. Режиссер рассказала, что много лет сотрудничает с Виктором Хряпиным. В этот раз они также проделали огромную работу, подбирали произведения классиков, созвучные эпохе, сюжету, образам героев. В финале звучит реквием Шостаковича, очищающий, жизнеутверждающий. Как и сама жизнь.

В трагедии Шекспира «Король Лир» много печали, горя, страстей, переживаний, но покаяние, перерождение героев, стремление к человечности и нравственной красоте побеждает. Задумка режиссера показать это на сцене удалась.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ