Как друг города стал врагом народа

екатерина гладушина
1 из 21 изображений
Как друг города стал врагом народа
© фото: екатерина гладушина
2 из 21 изображений
Как друг города стал врагом народа
© фото: екатерина гладушина
3 из 21 изображений
Как друг города стал врагом народа
© фото: екатерина гладушина
4 из 21 изображений
Как друг города стал врагом народа
© фото: екатерина гладушина
5 из 21 изображений
Как друг города стал врагом народа
© фото: екатерина гладушина
6 из 21 изображений
Как друг города стал врагом народа
© фото: екатерина гладушина
7 из 21 изображений
Как друг города стал врагом народа
© фото: екатерина гладушина
8 из 21 изображений
Как друг города стал врагом народа
© фото: екатерина гладушина
9 из 21 изображений
Как друг города стал врагом народа
© фото: екатерина гладушина
10 из 21 изображений
Как друг города стал врагом народа
© фото: екатерина гладушина
11 из 21 изображений
Как друг города стал врагом народа
© фото: екатерина гладушина
12 из 21 изображений
Как друг города стал врагом народа
© фото: екатерина гладушина
13 из 21 изображений
Как друг города стал врагом народа
© фото: екатерина гладушина
14 из 21 изображений
Как друг города стал врагом народа
© фото: екатерина гладушина
15 из 21 изображений
Как друг города стал врагом народа
© фото: екатерина гладушина
16 из 21 изображений
Как друг города стал врагом народа
© фото: екатерина гладушина
17 из 21 изображений
Как друг города стал врагом народа
© фото: екатерина гладушина
18 из 21 изображений
Как друг города стал врагом народа
© фото: екатерина гладушина
19 из 21 изображений
Как друг города стал врагом народа
© фото: екатерина гладушина
20 из 21 изображений
Как друг города стал врагом народа
© фото: екатерина гладушина
21 из 21 изображений
Как друг города стал врагом народа
© фото: екатерина гладушина

19 октября во Дворце горняков прошел спектакль «Враг народа» Академического Малого драматического театра – Театра Европы (Санкт-Петербург).

Постановку Льва Додина, руководителя прославленного театра, железногорцы увидели в рамках программы «Развитие регионов» благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» при поддержке Металлоинвеста.

На первый взгляд название спектакля переносит в советское прошлое, но автор – Генрик Ибсен, норвежский драматург XIX века. Написанная почти 140 лет назад пьеса так современна, как будто создана по следам публикаций сегодняшних газет или бурных дискуссий из соцсетей.

…Провинциальный городок живет доходами от курорта с водолечебницей. А все благодаря курортному доктору Томасу Стокману, который когда-то и открыл целебные свойства местных источников. Но если бы это было его единственное открытие…

Подозревая неладное, врач отправляет на анализ воду и делает открытие номер два – вода заражена стоками местных кожевенных заводов, потому что неправильно проложен водопровод. Нужно переложить коммуникации, и с этим Томас обращается к брату Петеру, мэру города. Тот против, ведь потребуется огромные средства и два года работы, город потеряет репутацию и доходы. Надо все скрыть от людей и продолжить деятельность курорта. Но Томас несгибаем. Он уверен, что общественность поддержит «друга города»: сенсационный доклад берется напечатать местный редактор, предприниматели мечтают показать власти, кто в доме хозяин… Однако они быстро пасуют перед мэром, который рисует перспективу: реконструкцию в конечном счете оплатят горожане из своего кармана. Доктор теряет поддержку, получая клеймо «врага народа».

Кажется, конфликт коррумпированной власти и обманутого «населения» ясен и стар как мир. Но спектакль гораздо глубже. Второе действие начинается с еще одного открытия Томаса Стокмана: негодная власть не самый главный источник «отравления нашей духовной жизни и заражения общества»:

— Опаснейшие враги истины и свободы – это (обводя руками сцену и зал. – Ред.) – сплоченное большинство. Глупые люди составляют подавляющее большинство на всем земном шаре. На стороне большинства сила, но не правда. Правы – немногие. 
Монолог Томаса звучит как приговор зрителям, которые в мягких креслах почувствовали себя неуютно. Доктор напоминает им, что именно сплоченное большинство спасло разбойника Варраву и распяло Христа. И это большинство «распнет» самого Томаса. Разобьются со страшным грохотом стекла его дома, потом его и вовсе выселят, дочь лишится работы, а сыновья – наследства деда-хозяина кожевенного завода.

В финале главный герой, оставшись один в холодном доме, но со своей правдой, делает последнее открытие:

— Самый сильный человек – тот, кто абсолютно одинок. 

После спектакля железногорцы поблагодарили артистов цветами и аплодисментами.

— Очень интересно, познавательно и содержательно. Это наша жизнь. Каждому с детства закладывается любовь к себе, людям и, конечно, к той стране и тому времени, в котором живет. Очень важно говорить правду и любить людей, — сказала одна из зрительниц Наталья Ермакова.
Исполнители главных ролей тоже поделились впечатлениями с журналистами. Они отметили, что спектакль – камерный, многосмысловой, где нужно уметь воспринимать прежде всего слово – жители Железногорска восприняли с благодарностью. В зрительном зале стояла тишина, прерываемая смехом, иногда горьким. Актеры рассказали и о том, как они видят своих героев.

Ирина Тычинина (исполнительница роли Катрине, жены главного героя):

— У нас типичная история – мужчины правят миром, а мы или помогаем, или мешаем. Моей героини уделено ровно столько времени, сколько она может занимать в жизни мужчины. Это очень гармонично, я не чувствовала малость своей роли. Но я чувствую больше напряжение, потому что нужно сдерживать себя, не конфликтовать, все удержать в рамках мира, покоя, счастья. Но не получилось, потому что Катрине имела неосторожность выйти замуж за человека, который борется и страдает по поводу несправедливости. 
Сергей Власов (исполнитель роли Петера, брата главного героя):

— Безусловно, я старался наделить своего героя чертами, которые сделали бы его близким зрителям и показывали бы его как человека. Если заметили, он обращается к Томасу «брат», чего нет в пьесе. Это моя инициатива с тем, чтобы показать не контрперсонажа, а все-таки родного человека, который отстаивает свою позицию. Кроме того, в спектакль не вошло то, что Петер болен несварением желудка и на самом деле не такой богатый человек. Вечером он ест один бутербродик с чаем. В нем все неоднозначно. Он гибкий, лавирует. Для изображения своего героя я доставал и из себя какие-то гадкие черты. Не брал каких-то конкретных чиновников, но вспоминал тех, кто приходил к нам в театр. Хотя среди них встречались и очень порядочные и понимающие люди. 
Сергей Курышев (исполнитель роли Томаса Стокмана):

— Спасибо вам большое, удивительно, что мы сюда приезжаем, я лично уже четвертый раз. Здесь очень хорошо и тепло. Я люблю своего персонажа. Это сверхмужественный человек. Наверное, он это осознает. Это человек, к которому мы должны приближаться, хотя бы мысленно. Жить в ладах со своей совестью очень нелегко – в любой стране. Это герой, такие были и, надеюсь, есть в России. Спектакль идет с 2013 года, и мы не поменяли ни одного слова, ни одной мизансцены. Он все равно звучит очень актуально. Во-первых, очень хороший, на мой взгляд, актерский ансамбль. Во-вторых, сам текст, если его со смыслом произносить – ну куда современнее. 
 
АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ