Иосиф Райхельгауз: «Театр должен быть достоин своего зрителя»

екатерина гладушина
1 из 1 изображений
Иосиф Райхельгауз: «Театр должен быть достоин своего зрителя»
© фото: екатерина гладушина

Перед спектаклем «Спасти камер-юнкера Пушкина», который прошёл 2 апреля на сцене Дворца горняков, руководитель Школы современной пьесы рассказал о своем театре и о постановке.

- Буквально несколько дней назад, 27 марта, Школе современной пьесы исполнилось 33 года. Тогда, 33 года назад, я был режиссером театра «Современник» и снял телевизионный фильм «Пришел мужчина к женщине» с Альбертом Филозовым и Любовью Полищук. И мы решили не расходиться, нашли в центре Москвы замечательный дом. И создали театр мировых премьер, то есть мы никогда не ставили, что ставилось до нас. За эти годы многие лучшие наши писатели отдавали нам первым свои пьесы.

У нас очень сильная труппа. Буквально сегодня, уже в Железногорске, мы услышали информацию ТАСС о присуждении нашей актрисе Елене Всеволодовне Санаевой звания народной артистки России. У нас теперь восемь народных артистов. Их было 11, к сожалению, Альберт Филозов, Владимир Качан, Алексей Петренко ушли из жизни. Труппа состоит в основном из моих друзей: это Татьяна Васильева, Ирина Алферова, Елена Санаева, Александр Галибин, Юрий Чернов. А все остальные – среди них много заслуженных артистов – мои ученики, выпускники моей мастерской ГИТИСа. Мало того, двое из них, Иван Мамонов и Татьяна Циренина, это уже педагоги моих нынешних студентов.

Мы очень много гастролируем. Для нас Железногорск – один из сотен городов и десятков стран. Мы гастролировали более чем в 50 стран мира. Новый город всегда очень интересен – это свой характер, зрители, персонажи, пресса. И мы всегда ждем диалога со зрителями. Это не просто игра, а понимание зрительного зала. Когда я слышу от своих коллег, что «в этом городе хороший зритель, а в этом плохой», я говорю, что это глупость. Зритель везде замечательный, везде. Театр должен быть достоин своего зрителя. И он очень быстро понимает, обманывают его, просто показывают лица известных артистов или он присутствует при некоем серьезном художественном произведении. Очень надеемся, что сегодня будет такое соединение со зрительным залом.

- У вас довольно необычный реквизит. Насколько сложно путешествовать с ним?

- В этом огромная сложность. Где мы только не играли этот спектакль. В Индии нам привозили арбы с сеном, которое нарезали и красили. В Одессе нам привезли с маслозавода лузгу от семечек, и артисты были все в подсолнечном масле. Сегодня привезли свое наполнение. Это очень сложная сценография. Жаль, что не весь зал будет ее видеть буквально. У нас в театре на этом спектакле разное соотношение зала и сцены, всегда идет какая-то перекомпозиция зрителей. Мне важно, чтобы люди понимали, что они не одни в зале. Я придумал свою формулу и объясняю ученикам и студентам, что мы играем не для людей, не перед ними, а в присутствии. Они сидят, смотрят и таким образом с нами соотносятся.

- Сотрудничество с фондом «Искусство, наука и спорт» у нас впервые?

- Не так давно мы были в Новотроицке. И поедем в Старый Оскол. К счастью, у нас огромное количество предложений – и российских, и зарубежных. К огромнейшему сожалению, зарубежные пока сегодня рухнули. Сейчас у нас есть приглашение в Венесуэлу, и мы с радостью летим в города и страны, куда нас приглашают. Нам интересны и Железногорск, и Венесуэла.

- Спектакль как-то трансформировался за время своего существования?

- Спектакль играется сегодня в 152-ой раз. Конечно, каждый раз он меняется. Как и жизнь – вроде одна и та же, но меняется каждый день. В ГИТИСе, в свой мастерской, я преподаю технологию «живого артиста». Сегодня актер плохо себя чувствует или он устал, или он не так посмотрел – и все меняется, и партнер ему отвечает, не помня вчерашнего его выражения. Спектакль, который пройдет в Железногорске, тоже больше не повторится никогда.

- Почему все-таки Пушкин, почему эта тема?

- Очень простая история. Мы, естественно, ищем новые пьесы. И я каждый год читаю невиданное количество пьес. И, конечно же, нас прежде всего интересует тема. Трогает это людей или нет. Я читаю – о, это будет интересно. Мы постоянно открываем авторов. Буквально год тому назад случайно некий автор, которого никто не знал, прислал на конкурс пьесу. Я стал листать – вижу, пьеса несовершенная, но очень интересна по теме. И я предложил нашим знаменитым актрисам – Татьяне Васильевой, Татьяне Веденеевой и другим – сыграть это. И неожиданно – большой успех. Спектакль называется «Бешеный хворост». Автор по моей просьбе написал новую пьесу, и я ее уже репетирую. Не в Пушкине дело, а в теме, в человеке. Репетируя спектакль, я хочу, чтобы люди соотносили его со своей жизнью. И я как-то помогу им и себе жить.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

Связаться через:

Екатерина Гладушина

Шеф-редактор газеты.

Связаться через:

Светлана Староста

Корреспондент.

Ведет рубрики: Образование, Культура

Связаться через:

Анна Бессарабова

Корреспондент.

Ведет рубрики: Социальная, Медицина.

Связаться через:

Светлана Романчикова

Корреспондент.

Ведёт рубрики: Потребитель, Социальная.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ