Коронавирус как опыт

никита бессарабов
1 из 2 изображений
Коронавирус как опыт
© фото: никита бессарабов
2 из 2 изображений
Коронавирус как опыт
© фото: никита бессарабов

Железногорские предприниматели сделали выводы из своей борьбы с последствиями пандемии и поделились ожиданиями на ближайшее будущее.

Мы уже неоднократно писали, как чувствовал себя малый бизнес во время масштабных ограничений. Для предпринимателей это было непростое, кризисное время. Однако, по словам одного из героев этого материала Ильи Акулинина, в экономике России кризис – перманентное явление, поэтому предпринимателям просто необходимо искать в нем не трудности, а возможности.

Подставили плечо государственной медицине

Директор филиала лаборатории «Новые медицинские технологии» в Железногорске Владимир Баскунов утверждает, что такая возможность как раз появляется для частной медицины:

— В России она всегда стояла особняком. К частной медицине особые требования, поэтому обычно сложно уговорить прийти к нам на работу на основное место. Для всех частная медицина была чем-то связанным с деньгами. Притом деньги и медицинскую помощь воспринимали как вещи плохо сочетающиеся. Такой вот парадокс. Однако в начале марта-конце апреля мы столкнулись с удивительными изменениями.  
Не только в Курской области, а во всем Черноземье плановая медпомощь была приостановлена. Решение обоснованное: медицинские учреждения стали одним из основных источников заражения коронавирусной инфекцией, ведь здоровые люди в поликлиники не ходят. По оценкам Владимира Баскунова, на территории Курской области в конце весны – начале лета большую часть плановой медпомощи оказывали именно частные клиники и лаборатории:

— Например, люди с системными заболеваниями щитовидной железы раз в три месяца-полгода должны обращаться к эндокринологу. Когда государственная медицина оказалась в затруднительном положении, мы смогли «подстраховать» ее и помочь таким больным.  
Однако наличие положительных изменений в восприятии частной медицины не отменяет экономических проблем, с которыми столкнулись медицинские организации в связи с сокращением клиентской базы. Многие были в самоизоляции, отмена плановой госпитализации делала анализы бесполезными.

—Поток пациентов в апреле и в мае сократился на 65% как по анализам, так и по врачебному приему. При этом мы не получали господдержки, так как не попали в список пострадавших отраслей. Арендодатели в ответ на просьбы сократить нам арендную плату говорили: «Ну вы же работаете, не закрылись». Да, формально мы работали, но с очень серьезными убытками, — посетовал Владимир Баскунов.
Руководитель филиала «НМТ» вспоминает, как в то время выходили противоречащие друг другу приказы – никто не был готов к создавшейся ситуации. Но даже в условиях фантастических спадов удалось повысить безопасность медцентров, сохранить команду (никто не уволился) и выплачивать людям зарплаты.

— И, наконец, мы могли в течение двух месяцев обеспечивать оказание медицинской помощи жителям Курской области. Мы этим очень гордимся, — подытожил Владимир Баскунов.

Цена аренды – по договору или по совести?

Разговор со многими предпринимателями показал, что выживаемость бизнеса во время пандемии напрямую зависела от арендодателей. Кто-то делал предпринимателям скидки, а кто-то отказывался идти на компромиссы. Мы поговорили с владельцем помещений, который вошел в положение арендаторов и при этом пострадал сам.

Геннадий Погорелов сдает помещения в аренду, в частности, ресторану LOFT. Когда тот закрылся, перейти на обслуживание с доставкой было невозможно. Для этого надо было полностью перестраивать работу:

— Как арендодатель я пошел навстречу и полностью освободил ресторан от уплаты аренды. Также я полностью освободил от платы владельца магазина тканей, который снимал у меня помещение.  
Такая помощь со стороны Геннадия для него убыточна – ведь площади надо содержать в чистоте, оплачивать коммунальные услуги и налоги. Предприниматель надеется, что правительство понимает: останавливать торговлю, снова вводить ограничительные меры нельзя. Необходимо возвращать масочный режим, строго следить за соблюдением санитарных норм:

— Закрытие торговых центров, ресторанов, фитнес-клубов было спровоцировано паникой и непониманием того, чего стоит ждать от коронавируса. Со второй волной, если она будет, все получится мягче. Мне хочется в это верить.  
В целом Геннадий Погорелов смог почувствовать, как кризис влияет на разные сферы предпринимательства:

— У меня несколько направлений деятельности. Одно, в области сельского хозяйства, не пострадало никак, потому что спрос на продукцию совершенно не изменился. Другой мой бизнес, связанный с ресторанами, торговлей, пострадал ощутимо. Ресторанный бизнес закрылся практически на полгода. Чтобы восстановить клиентуру, необходимо время. Нужно сохранить штат: работники кормят семьи, оплачивают кредиты. Надеюсь, нового закрытия не будет.  

Позитивный взгляд – профессиональная привычка

Основатель кафе Pizza46 Илья Акулинин старается ни на что не надеяться – разве только на свои силы. Это помогло не развалиться его бизнесу после первой волны COVID-19, на них же он основывается, готовясь ко второй.

По словам Ильи, не менее негативное влияние, чем коронавирус, оказывает на бизнес общая экономическая ситуация в стране. Падение доходов отражается на платежеспособности людей. В то же время демографический спад 90-х сейчас сказывается на острой нехватке работников:

— Хороших сотрудников найти очень непросто, хотя зарплаты неплохие. И еще одна серьезная проблема – частые колебания курса валют. Большая часть нашего оборудования – иностранного производства. Соответственно, запчасти надо покупать за рубежом.  
Поэтому инвестиционные планы откладываются в долгий ящик. Ведь предпринимателю приходится работать над подушкой безопасности на случай непредвиденных экономических потрясений.
— Она должна быть не только у предпринимателей, но у всех людей, это классическая схема. Необходимо уметь откладывать хоть небольшую часть зарплаты. А сейчас у некоторых работников в конце месяца не просто не остается денег, но даже образуются долги, — объяснил Илья Акулинин.
Откладывать деньги на непредвиденное у Ильи получается: уровни доходов сейчас вернулись к докризисным. Но говорить о каком-то постоянстве он пока не решается. В конце лета-начале осени люди тратили на ресторан деньги, которые ранее откладывали на отпуск.

— К тому же коронавирус никуда не делся, и мы на всякий случай готовимся к повторному закрытию: ведем переговоры с арендодателями, сотрудниками и поставщиками.  
На помощь государства Илья Акулинин рассчитывать не собирается. Попытка получить субсидии на выплату зарплат ни к чему не привела:

— Многие рестораны и кафе не получили помощь из-за детализации видов деятельности в ОКВЭДе, где могла все решить цифра после точки. В отделе поддержки предпринимательства в Курске объяснили, что таких отказов много.  
Еще Илья взял кредит в 1,5 млн руб. под 2% годовых в Сбере. Однако предприниматель до сих пор не может узнать, погасит ли его государство, подойдет ли для этого ОКВЭД:

— Хотя в принципе нас устраивали условия в 2%. За счет кредита обновили часть оборудования. Мы брали его, не надеясь, что деньги вернет кто-то другой.  
Несмотря на непростую ситуацию с коронавирусом, брат Ильи Даниил Акулинин открыл новое кафе в кинотеатре «Русь». Мы поинтересовались, не страшно ли было это делать.

Илья Акулинин убежден, что предпринимательство – это в любом случае риск:

— Все переговоры мы провели до начала эпидемии, в 2019 году. Тогда мы рассчитывали на кинотеатр и его клиентов. Однако потребительская матрица у людей изменилась: по всей видимости, они стали осторожнее и предпочитают лишний раз в людные места не ходить. Никто не мог этого предвидеть. Однако предприниматель должен отдавать себе отчет в том, что его проект может прогореть, и все вложенные деньги будут «сожжены в топке». Это нормальный процесс.
Илья Акулинин считает, что все, кто создает сейчас новые проекты, сильно рискуют. Велика вероятность не выйти на необходимый оборот:

— Однако кризисы – это не только проблемы, но и возможности. Я, хоть и молодой, пережил множество кризисов. Он у нас в стране всегда, только приобретает разные формы. Я как предприниматель к этому уже приспособился. Конечно, это тормозит развитие бизнеса: ты готов вкладывать деньги на реализацию идей, а потом понимаешь, что лучше не тратить силы и средства и сделать попроще. Интересные проекты, которые принесут не столько прибыль, сколько удовлетворение, в таких условиях – роскошь.
Однако возможности, по мнению Ильи, есть всегда, и свою задачу как предпринимателя он видит в их поиске:

— Многие люди сейчас говорят о 90-ых: «Мне тогда надо было делать то-то и то-то». Так же и через десять лет будут говорить об упущенных возможностях в 2000-ых, 2010-ых и 2020-ых. В любом случае нельзя сидеть на месте. Предприниматель всегда должен смотреть вперед и мыслить позитивно.  

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

Связаться через:

Светлана Староста

Шеф-редактор газеты.

Ведет рубрики: Образование, Культура

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ