1 апреля начался очередной весенний призыв, и некоторые юноши готовы к нему больше других.
Ежегодно этот день делит молодых российских мужчин на две группы: отслуживших и потенциальных призывников. И если представители первой группы довольны своим статусом, то во второй возникают разногласия, споры и сомнения. Но сегодня речь пойдет об организации, представители которой видят в военном знании свой жизненный путь.
И курсанты, и инструкторы железногорского клуба «Бу-До», существующего больше 30 лет, так увлечены военной службой, что внедрили ее элементы в свою повседневную жизнь. Быть частью клуба – значит преодолевать себя, желать постоянно совершенствоваться и следовать строгой дисциплине.
Многие сложности армейской жизни рождаются в повседневном быте мужского общества и требованиях к физическим способностям солдата. В разных формах неформальной иерархии и неуставных армейских законах не всегда есть логика – и этому в клубе ребят не научат. Зато физическая подготовка и освоение военных специальностей здесь реализуются на очень высоком уровне.
В клубе разработана программа «Разведчики», которая включает в себя тренировки в семи группах. Тренировки эти разбиты по разным дням недели – выходных здесь не бывает вообще.
В группе единоборств молодые люди готовятся к выступлению на соревнованиях по рукопашному бою, тайскому боксу и кикбоксингу. Военно-морская группа занимается дайвингом и подводной стрельбой, а воздушно-десантная совершает прыжки с парашютом и учится по гражданским и военным программам.
В клубе есть группа альпинизма и скалолазания, военно-прикладного многоборья и практической стрельбы.
— До недавнего времени у нас была группа тяжелой атлетики. Сейчас она временно заморожена. Нами принято решение о создании учебно-медицинской группы. Мы выделили для этого кабинет, сделали там ремонт, при поддержке спонсоров купили новое медицинское оборудование. У нас есть «фантомы» - так называются манекены для обучения сердечно-легочной реанимации, проведения внутривенных инфузий. В наличии все имитаторы ранений, — рассказал заместитель руководителя клуба Павел Звягин.
Если говорить о местах обучения, то у клуба есть два скалодрома - один уличный, один - в политехническом колледже. Имеется четыре тира - два пневматических и два лазерных. Два раза в неделю водолазная группа работает в бассейне по два часа. Прыжки с самолета совершаются под Стародубом в Брянской области. Там ребятам позволяют закрывать военные программы: разрешают прыгать с оружием, рюкзаками, грузовыми контейнерами, в водолазном снаряжении и использовать при этом «продвинутые» парашюты, взятые на вооружение в армии. Те, кто закрывает военные программы, проходят обучение по спортивным. Вместо круглых парашютов в своих прыжках они используют парашюты типа «крыло». Спецподразделения для совершения точных высадок на территорию в малых группах используют именно такие.
По словам Павла Звягина, все, что ребята делают в клубе, для них не проходит бесследно. Молодые парни приходят в него для того, чтобы учиться. И в конце обучения получают документы военного учёта специальностей «парашютист», «альпинист», «водолаз»:
— Вся наша система заточена на то, чтобы парень не обладал горой непонятных навыков, а получал бы документы, которые дали бы ему преимущественное право при поступлении в высшее военное учебное заведение, при трудоустройстве на работу в некоторые гражданские организации.
Девушки в клубе тоже есть. Их здесь в шутку называют солдатами Джейн.
— Вот Карина Коробова, например, очень яркая разносторонняя девушка. Хорошие результаты показывает в клубе и параллельно занимается танцами. Она у нас прыгала с парашютом, а в этом году выполнила третий разряд по стрельбе, — рассказал Павел.
Клуб старается совершенствовать свою учебно-материальную базу, организует дополнительную подготовку инструкторов по их специальностям. Они в клубе отбираются с особой тщательностью.
— Инструкторы у нас только свои. Помощь посторонних вообще не рассматриваем. Мы давно работаем и поняли, что человек, не выросший в нашей среде, не понимает специфику нашей работы и не сможет работать качественно. Инструкторами становятся ребята, выращенные нашим клубом, пришедшие из армии. Как японцы говорят, «Учитель воспитывает ученика, чтобы было у кого учиться».
Павел Звягин признался, что с молодежью с каждым годом становится работать труднее, потому что общество сейчас не нацелено на формирование гражданской ответственности. Молодежь избалована, и в первую очередь часто приходится учить не спортивным навыкам, а дисциплине. Очень много семей, где детям не уделяют внимания, где мальчика воспитывает мама. Работать с такими бывает сложно.
Клуб тесно сотрудничает с военкоматом. Часто приглашает его представителей на показательные выступления, на дни рождения организации. Зная об уровне подготовки воспитанников клуба, военкомат возлагает на них большие надежды.
— Ведь это и задача военкомата – пополнять Вооруженные Силы России подготовленными и, самое главное, заинтересованными в службе, увлеченными военным делом ребятами. Сейчас многие «косят», многие не хотят служить. Даже если парень здоров, имеет спортивные разряды, но не хочет служить в Вооруженных Силах, от него толку не будет. Ребята без внутреннего стержня, без желания служить в спецподразделениях там просто не выдержат, — убежден Павел Звягин.
Двадцатилетний Алан Старцев узнал о клубе от знакомых и решил прийти сюда, чтобы подготовиться к армии:
— В 2017 году я начал заниматься, в 2018 ушел из клуба, и вот опять вернулся в феврале этого года. В основном занимаюсь в военно-морской, альпинистской и воздушно-десантной группах.
Алан учится на последнем курсе ЖГМК и летом собирается идти в армию по контракту:
— Хочу попасть в Росгвардию. Вот сейчас Москву откроют – поеду туда на психологическое тестирование. После армии собираюсь идти в МВД или МЧС, и там знания и навыки, приобретенные здесь, будут очень востребованы.
К этому решению парня ближайшее его окружение отнеслось с большим удивлением.
— Меня все время армией пугают. Говорят, не смогу уходить вовремя домой, все время будут дергать, уважение не будет никакого со стороны офицеров. Я считаю, что пока сам все не увидишь – не поймешь, твое это или нет. Сверстники меня не все понимают. Предлагают сначала попробовать послужить на срочке, а я не вижу смысла идти туда на год. Я за это время ничему не научусь, — говорит Алан.
Руководство клуба собирается помогать Алану в его дальнейших начинаниях. За 30 лет работы клуба у него установилась достаточно крепкая связь со многими военными частями. Воспитанники клуба очень друг другу помогают.