Наша жизнь в их руках

екатерина гладушина
1 из 2 изображений
Наша жизнь в их руках
© фото: екатерина гладушина
2 из 2 изображений
Наша жизнь в их руках
© фото: екатерина гладушина

Чтобы достичь такой квалификации слесаря-ремонтника, как у Владимира Степанова и Алексея Цховребова, нужно учиться пять и более лет. Как врачу. И эта аналогия не случайна: как и доктора, эти люди буквально держат нашу жизнь и благополучие в своих натруженных руках. Мы поздравляем их с Днем работников бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства, который отмечается 20 марта.

Он понимает «музыку» труб

Владимир Степанов пришел на работу в МУП «Гортеплосеть» в 1993 году, когда предприятие только создавалось. Теплосети города объединялись под одним руководством, требовались работники, платили хорошо, и молодежь потянулась. Владимир, по профессии тракторист, успел к тому времени поработать на комбайне, в лесничестве, в ЦДР, съездил «на севера»… Когда пришел в Гортеплосеть, начальник участка сразу предупредил: работа тяжелая, грязная, в любую погоду и время суток. Он согласился сразу.

— Да, процесс тяжелый, но результат того стоит. Когда два дня идет ремонт, люди мерзнут, дети, старики, звонят, когда будет тепло – и вот оно появляется. А кто, если не мы? Эта работа мне нравится и мне просто интересно, — говорит Владимир Михайлович.
Городские теплосети – это 223 километра трубопроводов. На всем протяжении сетей установлены около 1000 тепловых камер, где находятся задвижки и другая запорная арматура, служащая для отключения и запуска горячей воды и отопления. Температура в камерах приближается к парной: порядка 50 градусов. Все они – это рабочее место слесаря­ремонтника Владимира Степанова. За почти 30 лет он побывал в каждой камере, знает их наизусть, «все оборудование стоит у меня перед глазами».

Рабочий день слесаря­ремонтника начинается без четверти восемь. На работу Владимир Михайлович приходит пешком из 12­-го микрорайона – это уже километров пять. Работа каждый день разная, все зависит от того, что случилось за прошедшую ночь или сутки. Есть текущие и плановые ремонты, оперативные переключения. Взяв наряд, слесарь совершает обходы того участка, который ему назначен, а это ежедневно еще более 10 километров. Есть ли желание пропустить что­нибудь, понадеяться на авось?

— Не знаю, как кто, я на обходе не пропущу ни одну камеру. А если там порыв? Так что совесть моя чиста. Надо почеловечески ко всему относиться, — уверен наш герой.
То, что на Владимира Степанова можно положиться, подтверждает и начальник участка эксплуатации Сергей Коняхин:

— Очень ответственный, исполнительный работник. Проверять за ним никогда не нужно. Все сделает в кратчайшие сроки. Печально и обидно, что такие работники постепенно уходят на пенсию, и замены им я не вижу. Чтобы научить хорошего специалиста, нужно пять лет и более. Одно неверное переключение на системе может повлечь за собой потерю отопления и горячего водоснабжения целого микрорайона, а то и вообще остановки центральной котельной. Этому нельзя научить, это приходит с годами работы. 
Еще одна маленькая деталь, которая говорит о высокой квалификации Владимира Михайловича. Для обнаружения протечки в трубах на предприятии есть специальный прибор. Но слесарь считает, что его слух ничем не хуже. Спустившись в камеры и послушав «музыку труб», он говорит ремонтникам, где нужно копать. И не ошибается.

Такая чуткость тоже приходит с многолетним опытом. Начало работы Гортеплосети в 90-­х было непростым. Трубы были изношенные, раньше относились к разным предприятиям, и пока наводили порядок, приходилось ликвидировать от трех до восьми порывов в сутки – это сейчас один раз в три­пять дней. Трудные времена и рождали больших специалистов, чтобы наступили хорошие времена. И теперь бы передать этот опыт, да особо некому. Потомственный теплотехник, а ныне непосредственный начальник Владимира Степанова Сергей Коняхин сам начинал слесарем.

— Владимир Михайлович был моим наставником. Об этом у меня только хорошие воспоминания. Самое болезненное для меня как руководителя, что уйдут «старослужащие» слесари. Их у меня пять человек из пятнадцати, и всего трое до 35 лет. Кадровый голод у нас уже много лет, — сожалеет Сергей Анатольевич.
Он говорит о том, что современный молодой человек предпочтет белую рубашку и более высокую зарплату работе в горячей камере и в снег, и в зной. Но Владимир Степанов – человек старой закалки, который не может работать вполсилы, даже если оплата его труда не так высока, как хотелось бы. Потому что уроженец Карманово считает Железногорск своим, здесь живут его родные, друзья, здесь его дом – во дворе которого, кстати, год назад тоже меняли трубы, и соседи относились с пониманием. Но бывает, что неполадки в теплосетях ликвидируются так, что жители даже не подозревают об этом – поставив на место протечки временный хомут, слесари отключают воду, дождавшись, когда дом уснет. Так что, принимая утренний душ, мы порой не подозреваем, что ради этого кто­то не спал ночь.

Лучший бригадир

Зона ответственности слесаря-ремонтника МУП «Горводоканал» Алексея Цховребова – все оборудование очистных сооружений. Этот важный участок предприятия принимает стоки из жилого сектора города, предприятий.

Когда мы приехали в Горводоканал, бригадир Алексей Цховребов вместе со своими работниками чинили редуктор на конвейере в здании решеток. Там начинается очистка сточных вод – они проходят через специальные решетки для фильтрации наиболее крупных примесей. Алексей Ахсарович спокойно оставляет ребят, чтобы поговорить с журналистом. Он уверен, что справятся без него:

— Я доволен их работой, ребята все старательные. Все задачи выполняют. Работники опытные, квалифицированные. Видите, стоят, копошатся, все делают дружно. 
Бригадира своего подчиненные называют просто по имени, а вот начальник участка «Очистные сооружения» Василий Пилипчак – по имени-отчеству. Ценит его за добросовестность, качественную работу и рационализаторские предложения. Например, дополнительный ряд решеток для лучшей очистки стоков предложил установить Алексей Цховребов. Так и работают.

Наш герой пришел на Горводоканал в 1995 году. Предприятие тогда развивалось, привозилось новое оборудование, молодежи было много. Алексей родом из Хомутовки, в Железногорске учился в СПТУ №16, получил специальность электрослесаря горного оборудования. Даже побывал студентом Белгородского пединститута. Но, женившись, решил не ловить журавля в небе и пойти по рабочей стезе. Несколько лет был строителем, так и попал на водоканал – строил там деревообрабатывающий цех. И решил остаться. Работал добросовестно, изучал технологию, механизмы, потихоньку поднимал квалификацию. Приходили новые насосы, их разбирали-собирали, ставили на место. За пять лет Алексей получил пятый, потом шестой разряд, а затем стал лучшим бригадиром предприятия.

За все время, что Алексей Ахсарович работает на Горводоканале, произошло много изменений. Смысл очистки сточных вод состоит в отделении биомассы от воды: черная как смола жидкость разделяется на ил и техническую воду. Пройдя грубую очистку на решетках, стоки отправляются на песколовки, где на песок осаживаются более мелкие частички. Еще более мелкий мусор остается на насосной станции. Затем стоки проходят аэрацию, попадают под пресс, на отстойниках разделяются на ил и воду. Вода очищается ультрафиолетом и стекает в болота, а ил отлеживается и отправляется на поля в качестве удобрения. Такое экологически чистое производство. И все его механизмы – в ведении бригады Алексея Цховребова. Их обслуживать непросто. Ты делаешь ремонт, а задвижка не держит, и начинается подтопление насосной или водой, или циркуляционным илом. Чуть промедлил – и откачивай воду, двигатели просушивай. Работа ювелирная.

— Приходится попотеть. Чтобы было чисто, нужно повозиться в грязи. Везде хорошо, где нас нет, — отвечает он на вопрос, тяжело ли ему дается его работа.
Однако отмечает, что раньше, при обеззараживании воды хлором, работать было труднее и опаснее. Хлор возили в контейнерах из Воронежа, выгружали, подключали в хлораторной. Работать приходилось в респираторах, с осторожностью.

Не секрет, что оборудование на Горводоканале изношенное. И здесь большая надежда на тех, кто его обслуживает, то есть на бригаду Цховребова. Так, уже два раза капитально ремонтировали 8-тонный пресс, полностью разбирали и собирали. Алексей Ахсарович знает в своем оборудовании каждый винтик, прекрасно разбирается в схемах и чертежах. А было ли у него желание стать инженером, получить должность? Отвечает с улыбкой:

— Мне нравится ремонтировать, ничего не поделаешь. Вот вы пирог печете. Когда испекли, получилось, радуетесь? Так и мы. Сделали оборудование, оно заработало. Это же приятно? Приятно. 
В то же время бригадир приводит народную слесарную примету: если слесаря сидят, значит, все хорошо. А если у них спина в мыле – плохо. Но это шутка. На самом деле ему некогда читать на работе его любимые детективы. Обходы оборудования никто не отменял.

В следующем году Алексею Цховребову исполняется 57, время уходить на пенсию.

— Зачем уходить? Я еще поработаю. У меня есть силы, мне интересно. Здесь все свое. Ты всех знаешь и тебя знают. Когда в отпуск ухожу, знаю, ждут меня, иногда звонят, консультируются. Нет, на покой еще рано.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

Связаться через:

Светлана Староста

Шеф-редактор газеты.

Ведет рубрики: Образование, Культура

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ