«Всегда хотела быть учителем»

светлана староста
1 из 2 изображений
«Всегда хотела быть учителем»
© Фото: из личного архива Светланы Козыровой
2 из 2 изображений
Светлана Козырова со своими учениками­-одиннадцатиклассниками.
© Фото: из личного архива Светланы Козыровой

Нынешний год объявлен президентом Владимиром Путиным Годом педагога-наставника. Это очень актуально. В центре внимания становится не просто учитель, дающий знания, а педагог, способный наставить своих учеников на правильный путь, помочь сформировать представление о будущем.

В школах и колледжах нашего города немало таких наставников, ответственных, профессиональных, понимающих. Среди них – учитель русского языка и литературы Светлана Козырова. Почти 40 лет работает она в системе городского образования. В феврале педагог отмечает и свой личный юбилей.

Светлана Козырова всегда хотела быть учителем. В детстве все игры у нее были одинаковые – про школу. Только научившись говорить, она усаживала мишек и кукол рядом, рассказывала им сказки, пела песни, показывала картинки.

Когда сама стала ученицей, то, сидя за партой, представляла, как могла вести уроки, объяснять материал. Ей нравилось возиться с малышней. Будучи пионервожатой, с удовольствием организовывала мероприятия и в своем классе, могла вдохновить других. После восьми классов Светлана хотела поступать в Рыльское педагогическое училище, но мама Лидия Андреевна не разрешила: боялась отпускать дочь из дома, считала, что надо ей сначала повзрослеть. Девушка поступила в Железногорский горно-металлургический техникум (теперь колледж) на специальность «Обогащение полезных ископаемых». Будущая профессия ей не очень нравилась, но огромное удовольствие доставляла творческая деятельность, проведение мероприятий, вечеров, диспутов. Сокурсники ценили ее за целеустремленность и веселый нрав.

После техникума Светлана работала на МГОКе, потом заведовала сектором учета горкома комсомола. Родилась дочь Галя. Все сложилось хорошо, но покоя не давала мечта. «Неужели так и не стану учителем?» - думала она. Нет, нельзя себе изменять – и Светлана окончила педагогический институт.

Первым местом работы была школа №11. Потом директор школы №1 (теперь гимназия) Иван Долгин, знавший Светлану по комсомольской работе, позвал к себе завучем по воспитательной работе. В этой должности она проработала 17 лет. Педагог вспоминает, что в те времена воспитательному направлению уделялось огромное внимание. Работа с коллегами и детьми, организация выпускных, праздников, встреч с интересными людьми, поездок, КВН, диспутов – всего не перечислишь. Кроме того, вела уроки – учительская деятельность ей нравилась всегда.

Когда Светлана Козырова перешла в школу №4, она имела огромный опыт и была уверена в себе. Однако столкнулась с трудностями. Ей дали клас-сное руководство в пятом классе. Дети собрались сложные, вели себя отчужденно, провести с ними какое-то мероприятия было практически невозможно. Учитель вспоминает, что не было у нее в то время ни выходных, ни проходных. И дома думала о ребятах, как их сплотить, объединить. Когда Светлана Иосифовна в первый раз повела их в краеведческий музей на выставку, коллеги удивились. Как же она решилась на такое? Вдруг будут плохо себя вести, подведут ее перед посторонними людьми. Но они не подвели: им было интересно. Светлана Иосифовна нашла к ним подход. Оказалось, что ее ученики любят творчество, культуру, спорт, интересуются историей. Экскурсии стали частыми, ездили во многие города: Орел, Курск, Тулу, на конезавод в Локоть. Нередко проводили вместе выходные дни, участвовали в школьных и городских мероприятиях, очень сблизились.

За годы работы учителем Светлана Козырова поняла, что дети любят доброжелательных педагогов, с которыми можно обо всем поговорить, которым можно доверять и не бояться быть осмеянными. Для учеников нужно стать не просто учителем, а старшим другом, наставником. При этом не сюсюкать, не переходить границ, найти манеру общения, комфортную для обеих сторон. Конечно, этому помогает предмет, который она ведет. Обучая русскому и литературе, Светлана Иосифовна много внимания уделяет воспитанию:

— Изучая биографию писателя, мы с детьми видим в нем, прежде всего, человека, как будто это наш сосед или родственник. Узнаем, как он учился, дружил, трудился, что любил и ненавидел, как относился к своим близким, достигал определенных высот. Детям становится легче изучать творчество писателя, анализировать судьбу его героев.
Светлана Козырова считает, что на работу надо приходить в прекрасном настроении, домашние и личные проблемы оставлять на потом. Никогда не раздражаться на детей, не унижать и не оскорблять, любить, находить хорошее в каждом, больше хвалить. Говорить с учеником о его плохом поведении лучше наедине, чтобы ребенок не озлобился. Когда есть доверительные отношения, проще научить бережному отношению к окружающему миру, патриотизму, культуре, уважению к старикам.

Педагог Козырова подчеркивает, что современные дети имеют доступ к любой информации, удивить их знаниями непросто. А вот к доброте и чуткости они особенно расположены. Им нравится, когда их слушают, интересуются их делами, верят в них. Сейчас Светлана Иосифовна работает в школе №9, в этом году будет выпускать 11 класс. С нынешними учениками они также побывали во многих городах нашей страны. Ездили даже в Казань на двухэтажном поезде. Там много гуляли, делились впечатлениями. И с родителями учитель всегда на связи. Многие даже просят поговорить с их детьми, мол, ее они всегда послушают.

Добросовестный учительский труд Светланы Козыровой оценен премией «Призвание», отмечен многими грамотами и благодарностями. А для нее главная награда – это любовь и привязанность учеников. Когда завершается урок, они не спешат выходить из класса, окружают со всех сторон, что-то рассказывают, спрашивают, советуются. Эти минуты особенно дороги ей.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ