23-24 августа в Железногорске второй год подряд проходил фестиваль «Неделя нового российского кино». Вместе с жителями Старого Оскола и Губкина жителям города горняков представили уникальную возможность увидеть фильмы, которые неоднократно становились лауреатами всероссийских и международных кинофестивалей, а также встретиться с их создателями. Мероприятия организованы Благотворительным фондом Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» при участии компаний «Металлоинвест» и «Год кино».
Президент международных и отечественных кинофестивалей Сергей Новожилов подчеркнул, что проводить подобные мероприятия чрезвычайно интересны:
— К сожалению, большинство отечественных картин до сих пор не доходят до широкого зрителя даже несмотря на то, что существуют разные платформы. Показ в течение нескольких дней фильмов, получивших признание здесь и даже за рубежом, несмотря на сложные времена, важно как для зрителей, которые понимают тенденции сегодняшнего кино, так и для кинематографистов.В рамках фестиваля железногорцы увидели четыре киноленты. Кроме того, на сцене Дворца горняков выступили звезды российского и советского кино: народная артистка РФ Наталья Гвоздикова, заслуженные артистки РФ Оксана Сташенко и Любовь Руденко, Олег Харитонов и Иван Замотаев.
Перед показом кино журналист, светский обозреватель, киновед Феликс Гроздановский общался со зрителями, рассказывал интересные факты создания фильмов, их жанровых особенностях, актерской игре.
Первым был показан авторский фильм Дениса Павленко «Примесь порока». Живет режиссер в Омске, там же и снимался фильм. В нем играют в основном его друзья без специального образования и несколько актеров местных театров. Денис работает в омском кинотеатре «Вавилон» и с каждой зарплаты откладывает деньги, на которые снимает фильмы. Их у него уже более десяти. «Примесь порока» обошелся ему в 600 тыс. руб. Актеры работали бесплатно, желая поддержать талант друга.
Фильм «Примесь порока» посвящен режиссеру Бернардо Бертолуччи и его картине «Последнее танго в Париже». Посмотрев этот фильм, Денис Павленко долго не мог прийти в себя, почувствовал нечто мощное, настоящее. Спустя годы эти ощущения выразил в своей картине. Две семейные пары, четверо молодых людей, двое из них изменяют своим половинкам. Они рассуждают о любви, пытаются переосмысливать свои жизни, проблемы современности. Они начитаны, развиты, образованы, относятся к людям творческих профессий. Девушка – журналист, молодой человек – писатель. Но в них нет жизни, им скучно, они не справляются с депрессией. Употребление антидепрессантов только усугубляет ситуацию. В итоге молодые люди один за другим, как Ромео и Джульетта, уходят из жизни. Не задумываясь, что для их близких это катастрофа. Преподобный Амвросий Оптинский в своей книге «Жить – не тужить» как раз говорит о том, что мы ждем от жизни бесконечной радости и счастья, в то время как трудностей и горестей в ней гораздо больше. Надо к этому быть готовыми к этому и находить приятное в моменте. Еще одна тема поднимается в фильме. Обе пары живут так называемыми гражданскими браками. Это тоже не приносит радости и не способствует укреплению отношений. Они не стремятся к совместному будущему, не впрягаются в одну упряжь, в их союзах нет цельности и глубины.
Еще один режиссер из глубинки – Андрей Карасов – представил фильм «Мятный пряник» о сложных детских судьбах. Он снимался в Архангельске, откуда родом автор. Андрей Карасов приехал в Железногорск, встретился со зрителями и рассказал о создании фильма.
— На него ушло шесть лет жизни. Многие спрашивают, что тебя побудило взяться за такую сложную тему. Мне она знакома: 15 лет я в качестве волонтера ездил по детским домам. Фильм состоит из двух историй. Сначала было снято короткометражное кино. А потом благодаря выдающемуся оператору Александру Высоцкому я вышел на Инну Чурикову. Добавилась еще одна история. Сыграть в моей картине актриса согласилась не сразу. Но когда я добавил в сценарий образ женщины, работающей в детском доме и ухаживающей за лежачей матерью, она приняла предложение. В финальном монологе Инна Чурикова рассказывает уже о своей маме Елизавете Захаровне, и этот момент – один из самых пронзительных. Актриса отказалась от гонорара, посвятив работу маме. Посмотреть картину она не успела, в январе нынешнего года ее не стало.В фильме снимались и другие известные актеры: Елена Яковлева, Алиса Гребенщикова, Анна Нахапетова, Юрий Назаров, а также Матвей Павлов и Давид Литовченко, которые также снялись бесплатно.
Фильм режиссера Натальи Назаровой «Плакать нельзя» о несчастной судьбе женщины, уехавшей с мужем-скандинавом к нему на родину. У нее есть сын от первого брака, мальчик с непростым характером. Отчим нашел к нему подход и полюбил как родного. Но, работая военным корреспондентом в Сирии, он погибает. Мальчик отбивается от рук и однажды жалуется органам опеки на мать, которая якобы притесняет его и заставляет учить уроки. Сына передают в другую семью. Начинается борьба матери за возвращение ребенка. Фильм, скорее всего, заканчивается трагически. Очень жаль. Ведь мы надеялись на хеппи энд. Во время побега мать замерзает, а мальчика настигают полицейские. Правда, мы не увидели, как они схватили его, поэтому можно домыслить финал. Актеры Светлана Чуйкина, Владимир Левченко, Иван Янковский, Джонатан Солвей играют прекрасно, мы успели сродниться с ними. Фильм действительно хорош, но хотелось бы, чтобы все были здоровы и счастливы.
Как в фильме с оптимистичным названием «Все хорошо» Елены Хазановой. Мальчик Гоша сильно болен, почти никогда не покидает больницу. Но ради подруги Ани, такой же больной девочки, идет на риск. Гоша отправляется в путешествие по предновогодней Москве, знакомится с курьером Валерой, попадает в сложные ситуации, из которых всегда находится выход. В фильме много юмора, несмотря на трагичность момента – может, потому что очень мудрый Гоша смотрит на свою страшную болезнь как на случившийся факт: «Я родился преждевременно с кучей диагнозов». Зрителей окутывает какая-то жизнеутверждающая атмосфера, и они действительно начинают верить, что все хорошо.
По традиции «Неделю нового российского кино» сопровождали актеры, которые пели, рассказывали о своем творчестве, очень просто, по-дружески общались с залом.
Наталья Гвоздикова:
— Когда звонят ребята из команды Сергея Новожилова, я всегда соглашаюсь, знаю, что все будет отлично. У вас в городе я первый раз. Мы ехали из Белгородской области. Проезжали Курск, ехали мимо полей с кукурузой и подсолнухами, так и хотелось выйти из автобуса и нарвать этого богатства. Как вы близко к природе, к живому и настоящему живете! Жаль, что зрителей в зале немного. Хотя мой педагог Герасимов говорил, что даже если в зале будет сидеть один человек, вы должны отработать по полной программе. Что мы и делаем. Поэтому благодарим вас, зрителей, за улыбки, цветы. Это всегда очень приятно. Не только мы даем, но вы нас обогащаете. Происходит взаимный обмен доброй энергией. В этом году исполняется 50 лет фильму «Большая перемена», в котором я снималась. Вот я вернусь и буду принимать участие в торжествах по этому поводу. Нас уже осталось девять человек, я с удовольствием вспоминаю эту картину. Со Светой Крючковой мы встретились как старые, добрые друзья, нам есть о чем говорить, есть что вспомнить. Потому что фильм добро и любовь и, несмотря на годы, остается интересен и востребован. Мы живем в непростое время, поэтому ходите на наши фильмы, берите у нас интервью. Мы привозим вам интересные картины, обсуждаем проблемы, вы делитесь впечатлениями. Приходите, смотрите наше лучшее российское кино.Оксана Сташенко:
— Для нас нет разницы, перед каким зрителем выступать: маленького города или столицы. Мы не работаем, мы служим. Актер, закончив репетицию в театре и снявшись в кино, не заканчивает трудиться. Он едет домой и прокручивает все произошедшее: «Здесь зритель воспринял по-новому, значит, надо перестроиться. Закрепить успех». Есть прелесть выступления перед зрителями на сцене. Когда ты снимаешься в кино, не знаешь, как к тебе отнесется зритель. А здесь происходит взаимодействие. Многие подходят и говорят: «А мы и не знали, что вы поете». А почему артист занимается такой работой? Потому что есть шанс, что тебя возьмут в бригаду, и ты встретишься со своим зрителем. Я снимаю и свое кино, для семейного просмотра, в традициях советского кино, наполненные счастьем и радостью. Их посмотрели всего шесть человек пока. И они плакали, но только от счастья, что такое может быть. Главное – мечтать, но по-доброму, и тогда все получится.Любовь Руденко:
— Я, прежде всего, актриса театра. На сцене я с восьми лет, в театре им. Маяковского открываю 43 сезон. Очень важно чувствовать себя нужным людям. А тем более в России. А тем более в городах, где никогда не был и вряд ли оказался бы когда-нибудь. У вас город особенный. Какие невероятные залежи железной руды здесь находятся! Европа отдыхает. Вы это все берегите, никому не отдавайте, это наше российское богатство. К сожалению, мы город не успели посмотреть. Нам дали фотографии и историю карьера, в поезде все посмотрим. Для нас главное – живое общение с залом. Я прошу всегда свет в зал, потому что люблю смотреть в глаза зрителей. В театре ведь существует четвертая стена. А на концерте вы рядом, поете с нами, горят фонарики телефонов, это замечательно. Вы благодарны нам за выступление, а мы благодарны, что вы пришли. Говорят, что актеры, как бревна: куда их положат, там они и должны гореть и отдавать тепло. Во время спектаклей, фильмов, на концертных площадках, встречах со зрителями, даже на ток-шоу. Мы готовы гореть для вас и отдавать свое тепло. Звучат аплодисменты, люди дарят цветы, просят сфотографироваться. Значит, наша жизнь имеет смысл.Слова Любовь Руденко можно отнести ко всем работам, показанным на фестивале. Они горят и согревают.