Книжное царство

анна бессарабова
1 из 1 изображений
Книжное царство
© фото: анна бессарабова

27 мая – Всероссийский день библиотек. Это праздник в Железногорске отмечают почти 50 библиотекарей. Среди них Нина Самошина – 39 лет она работает среди книг, видя, как меняются читатели, их вкусы и отношение к литературе

— Наша Нина Алексеевна — библиотекарь во всем. Это считывается по характеру, интересам, речи. Несложно догадаться, кто перед вами. Она даже дочку родила в День библиотекаря. Причем в 1995 году, когда был учрежден праздник. До 9 класса девочка, как и мама, предпочитала гуманитарные науки, а потом увлеклась физикой и математикой, — рассказывают о своем руководителе сотрудницы детской библиотеки «Кукольный театр «Золотой ключик».
Кстати, дочь заведующей — выпускница знаменитого МЭИ, молодой специалист Минэнерго. Сын и муж Нины Самошиной работают на МГОКе. Пятилетняя внучка пошла в бабушку — рано научилась читать, обожает Чуковского и Андерсена.

С любви к литературе, по мнению Нины Алексеевны, и начинается дорога в профессию «книгохранителя». У нее так и было… Небольшое село, мама — доярка, папа — тракторист, старший брат — студент педагогического вуза и Нина — единственная из 13 первоклашек, знающая азбуку и «путешествующая» по страницам сказок без помощи взрослых. Учеба в библиотечном техникуме в Обояни, юношеский романтизм, первые читатели в Курске и Железногорске. Дни, месяцы, годы работы и одновременно исследований.

Подобно социологам с их методом включенного наблюдения, Нина Самошина ненамеренно, непроизвольно изучает общество, знает, о чем люди думают, что их волнует. Она помнит, как в 1980-е у библиотек стояли длинные очереди — город читал исторические романы, классику, модную прозу Астафьева, Приставкина, Пикуля, Гранина, Белова. В литературе нуждались и взрослые, и дети. Огромные книжные шкафы были в каждом доме. Местные библиотеки получали по 100 новинок в месяц, сегодня – не более 70 в год. На ситуацию, как считает Нина Алексеевна, повлияли события 1990-х: кризис, всеобщая борьба за выживание, тяжелый быт.

Первыми отказались от чтения взрослые, а за ними и дети. Попробуйте на досуге найти в городе книжный магазин. Полюбопытствуйте, что клиенты заказывают в уцелевших «Оптимисте» и «Лабиринте». В последние 10 лет молодежь все чаще и чаще приносит в библиотеки книги, приобретенные их родителями: «Лишние. Нам ни к чему».

— Раньше дети часами сидели в читальном зале. Это был своеобразный ритуал: тишина, мягкий свет и ребенок с книгой. А нынче некоторые подростки приходят, чтобы поиграть на смартфонах, а не почитать. Грустно. Стараемся их переключать на рассказы и повести. Приманиваем, — говорит Нина Самошина.
К счастью, в Железногорске есть и читающие семьи. Нина Алексеевна навскидку называет фамилии Бойко и Королевых. Хвалит учителей восьмой школы, которые пытаются поддержать интерес ребят к книгам – со старыми переплетами, желтеющими страничками, строчками, вырастающими в мысли, слова и поступки.

И сами библиотекари – неунывающие энтузиасты, ищущие новые «ключи» к читательским сердцам. Теперь они стали психологами, педагогами и немного шоуменами, организующими театральные субботы, библионочи, тематические вечера. Но их главная роль - наших проводников в мир литературы - неизменна.

В фондах детской библиотеки «Кукольный театр «Золотой ключик» хранятся 18 тысяч книг. Самая древняя – сборник Тургенева, изданный в XIX веке.

Двадцать-тридцать лет назад школьники читали отечественные приключенческие романы, сейчас – книги о Гарри Поттере Джоан Роулинг и истории о животных Холли Вебб.

На одной из полок в библиотеке лежит журнал, в который несколько лет подряд сотрудницы записывают читательские перлы – смешные детские варианты книжных названий.

— Мальчишка недавно заявил: «Мне необходима вещь «Я не убивал воробья!». Оказалось, ему нужен рассказ Юрия Яковлева «А Воробьев стекло не выбивал». Школьники просят выдать им «Руслана и Людмилу» Шекспира, «Чука и Гека» Гоголя, «Островского» Пушкина, «Казанского пленника» Толстого, «Приключения Гуливека» Свифта, «Старуху Изазель» Горького, «Малышку Карлсон» Линдгрен, — листает сборник анекдотов из жизни Нина Алексеевна.
Любимые читатели Самошиной – бабушки с внуками: пенсионерки «опекают малышей как курочки-наседки, а у детей разбегаются глаза от количества ярких обложек». Со временем эти обложки ветшают, и тогда библиотекари превращаются в книжных лекарей или волшебных ремесленников. Не профессия, а цепочка метаморфоз - от рекламных агентов писателей до артистов, вслух читающих школьникам Виктора Драгунского или Андрея Усачева.

— Каково быть библиотекарем большую часть собственной жизни? Не знаю. Я вросла в профессию. Люблю ее. Мне нравится работать с детьми. По тому, кто и как входит в зал, угадываю, какую книгу ребенок попросит. Пока не ошибалась. Кого считаю своим автором? Ивана Бунина. С годами люди понимают, что классика вечна и что хорошая книга может быть добрым, верным другом, — уверена Нина Алексеевна.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ