Гармония и счастье - в творчестве

светлана масленникова
1 из 1 изображений
Гармония и счастье - в творчестве
© фото: светлана масленникова

Четверть века Леонид Мартыненко живёт в созданном им уникальном мире.

Это его детище, воплощение смелых творческих идей – «Артель», ставшая признанным центром возрождения традиционных народных промыслов и художественных ремесел. 

Заслуги народного мастера России отмечены премией губернатора Курской области «За сохранение традиций». Имя Леонида Мартыненко внесено в энциклопедию «Лучшие люди России» и Большую курскую энциклопедию.

Династия начинается с любви к своему делу и умения передать эту любовь по наследству

Пятилетний мальчик наблюдает, как его самодельная подводная лодка скользит по глади ручья, затем она стремительно уходит под воду, чтобы через время, преодолев значительное расстояние, показаться во всей мощи. Он смастерил ее вместе с дедом, самым близким и родным человеком, который во внуке души не чает. Все, что умел сам – дед передал ему, Лешке.

Детские воспоминания Леонида Мартыненко – железногорского художника, неразрывно связаны с дедом по материнской линии Николаем Ивановичем Шевченко. Они жили в одном дворе, и не просто тянулись друг к другу: у них была острая потребность в общении – продуктивном, творческом.

— У мамы никогда не было проблем, как меня занять – я всегда был с дедушкой, - вспоминает Леонид Мартыненко, и глаза его наполняются необыкновенно добрым светом, как бывает, когда человек окунается в самые теплые воспоминания. – Дедушка был конюхом, но умел делать всё. Он научил меня вить веревку из пеньки, я и сейчас могу с закрытыми глазами сделать это. Этот навык я использую в работе по сей день, и всегда в эти минуты со мной рядом дед. Наблюдает, одобрительно кивает.
Дедушка Николай Иванович был для маленького Лешки, как он его называл, самым глав-ным человеком в жизни. Завороженно наблюдал пытливый мальчишка, как дед мастерит из монетки кольцо. Оно сверкало и переливалось на солнце как настоящее, золотое. И в эти минуты дед казался просто волшебником.

— Дед показывал, а я повторял. Он научил меня косить, клепать, стекло резать, работать топором, да и корзины плести. Помимо нужных в хозяйстве навыков, находил дедушка и занятие для души – на досуге делал оригами. А ведь еще он был артистом, играл в театре. Роли у него были колоритные, такие как Тарас Бульба. Безусловно, наиглавнейшее влияние на становление в творческом плане на меня оказал именно он, Николай Иванович. 
Слушаю рассказ Леонида Михайловича и невольно задумываюсь. Сколько всего успевал сделать за день его дедушка. Или в сутках времени было больше? Причина кроется в другом – не умели люди бездельничать, не ленились, всегда находили себе занятие, к тому же не было у них «пожирателей времени», таких как телевизор, телефон, Интернет.

Не меньше дедушки трудился и внук. Отец с матерью держали живность разную - кроликов, гусей, уток. Нужно было и травы накосить, и воды принести, да и маме по хозяйству любил Леонид помогать. А управившись с делами, садилась мама за рукоделие. Знатная она была швея, заказы принимала на пошив нижнего белья для крупногабаритных дам. Любила вышивать, одеяла стегала, да и Леонида обучила своему мастерству. Он ведь впитывал все как губка, очень любопытным и толковым парнем рос.

— Не было тогда глянцевых журналов, Интернета. Найдет мама картинку для вышивки, а я увеличиваю ее, рисую, узоры на одеялах прорисовывал, чтобы красивая строчка получилась, — окунается в детские воспоминания Леонид Михайлович.
Тяга к творчеству, проявившаяся в раннем возрасте, со временем не угасала, а только усиливалась. Уже в школе заметили талантливого мальчишку, который и рисовал хорошо, и поделки на конкурсы мастерил. Одноклассники часто свои альбомы подсовывали, когда нужно было оценку хорошую получить, никому не отказывал Леонид, несложно ведь было.

А в пятом классе соседский мальчишка позвал его с собой в изостудию, где с головой он окунулся в любимое дело. Так, к приключенческой литературе, фантастике, которую буквально «проглатывал» мальчишка, стали ему в местной библиотеке выдавать книги и о художниках.

Серьезный разговор с отцом состоялся в год окончания школы: «Не пора ли тебе, сын, делом заняться? Пошел бы в ПТУ, стал бы трактористом-машинистом широкого профиля как братья». Отец в войну танкистом был, Курская дуга за плечами, может, он дело говорит? Но воспротивился сын воле отца и по-своему поступил, против сердца-то не пойдешь. 

Стал он студентом худграфа Курского пединститута, который успешно окончил, осуществив свою мечту быть художником. Но не диплом выпускника худграфа делает художника художником. Это особая каста, это люди, поцелованные ангелом при рождении. Можно как угодно называть талант: дар, избранность, - но вот сам Леонид Михайлович называет свою тягу к созиданию генной памятью.

Знания об истоках генной памяти семьи Мартыненко, история не сохранила. Но помнит Леонид Михайлович, что его предки были причастны к народному промыслу. Дедушка по отцу изготавливал рамы для икон, был киотчиком, а родной брат деда был потомственным иконописцем - «личкуном», писал он лики святых. Такой промысел лег в основу знаний, которые через поколения передались и дочери Леонида Михайловича – Юлии.

Юлия Леонидовна росла в атмосфере творчества, в красоте, которую создавал своими руками ее талантище-отец. И не удивительно, что тянулась девочка к тому, что было смыслом его жизни. Повзрослев, с отличием окончила художественное училище, заочно - худграф, много лет работала в школе народных промыслов, которую создал и долгое время возглавлял ее отец. А потом, как часто бывает, - птенцы покидают уютное родительское гнездо, чтобы свить свое собственное.

Сейчас Юлия нашла себя в Центре детского творчества, работает с соленым тестом, создавая из него шедевры. Она, как и отец, мастер-универсал. Но талантливому человеку всегда мало того, что он уже умеет. Стремясь к самосовершенствованию, Юлия освоила современный дизайн интерьера, успешна на этом поприще.

— Само по себе ничего не происходит. Просто дело надо делать, тогда и результат будет, — не устает повторять Почетный работник культуры и искусства Курской области Леонид Мартыненко, - и он знает, о чем говорит.
Художник обрел свою Музу, свою Надежду четверть века назад. Супруга Надежда Николаевна работала учителем начальных классов по авторской программе «Мир народной культуры». Встреча мастера с Музой не была случайной. Они дополнили друг друга в творческом плане, сыграв значительную роль в личностном росте.

Надежда Николаевна прикипела к «Артели», стала создателем отделения народной игрушки. Работала научным сотрудником, принимала непосредственное участие в создании музея, до сих пор проводит экскурсии. Она так же, как и супруг, является народным мастером России.

Каким бы талантом человек ни обладал, без труда и ежедневной работы над собой успеха не добиться. Бывает, что и у гениев опускаются крылья, и тогда на помощь приходят мудрые друзья – книги. Как и в детстве, видит в них «маяки», указывающие путь. Путь к себе.

У каждого человека своя дорога в жизни. Внук Леонида Михайловича, девятилетний Егорка, занимается в вокальной группе, интересуется машинами. Его не манят кисти и краски, он другой. Все, что мог, Леонид Мартыненко сделал – он обучил внука основам ремесла. Пилить, строгать мальчик умеет, это пригодится ему в жизни.

— Хотелось бы передать внуку то, что умею сам, но он не испытывает тяги к этому виду творчества, зато с удовольствием поет. Человек должен заниматься делом, которое по душе. Прадедушка Егора Николай Иванович Шевченко пел в церковном хоре. Был первым басом на всю округу. Как запоет – мороз по коже, — признается народный мастер России.
Выходит, что генная память не красивая фраза. Опыт предков лежит в основе деятельности, к которой склонен каждый из нас. И сами того не замечая, на подсознательном уровне человек проходит по пути, проложенном дедами.
АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ