Железногорское такси, притормози, притормози…

никита бессарабов
1 из 7 изображений
Железногорское такси, притормози, притормози…
© фото: никита бессарабов
2 из 7 изображений
Сергей Ковалев
© фото: никита бессарабов
3 из 7 изображений
Александр Коростелев
© фото: никита бессарабов
4 из 7 изображений
Фельдшер-нарколог Владимир Жердев
© фото: никита бессарабов
5 из 7 изображений
Железногорское такси, притормози, притормози…
© фото: никита бессарабов
6 из 7 изображений
Марина Ивашина
© фото: никита бессарабов
7 из 7 изображений
Александр Полунин
© фото: никита бессарабов

Самая короткая поездка в истории местного такси – расстояние между двумя подъездами многоквартирного дома, самая длинная – дорога к Черному морю. Железногорские таксисты рассказали о своей работе и о клиентах.

Руководитель диспетчерской службы Сергей Ковалев рассказал, что 21 год назад, когда он только занялся этим бизнесом, проезд на такси в Железногорске стоил 40 руб. С тех времен стоимость бензина увеличилась в семь раз. Соответственно цена поездки на такси по городу должна была вырасти до 280 руб. Но этого не произошло. В течение десяти лет, с 2008 по 2018 год, стоимость не менялась – проезд был 80-90 руб., сейчас - 100. На рынке товаров и услуг это большая редкость.

Но есть вещи, которые за почти четверть века изменились сильно. Раньше в Железногорске было около 20 диспетчерских служб. Сегодня их всего три. Многие не выдержали конкуренции, перестроились на другие виды деятельности.

Зато в город пришли сетевые компании, которые, по словам таксистов, занимаются «жестким демпингом» – сильно занижают цены на услуги и доплачивают водителям за их работу. Однако, став монополистами, они смогут повышать цены по своему усмотрению. И будут часто это делать.

Бывает страшно

До коронавируса в диспетчерской службе было 80 водителей. Сейчас – на десяток меньше. Совсем перестали работать пожилые, которые находятся в зоне риска и боятся заболеть.

Сергей Ковалев делит водителей на две категории: тех, для кого такси – единственный заработок, и тех, которые таким образом подрабатывают. Первых в его компании в два раз больше. Женщин – всего около 5%. Но больше и не надо. Все-таки работа опасная. Сергей Ковалев помнит много страшных историй:

— Один таксист 20 лет назад пропал без вести, и его не нашли до сих пор. Еще был случай: два подростка убили водителя. Причем за рулем сидел настолько бесконфликтный и спокойный человек, что было непонятно, как такое вообще могло произойти. Видимо, клиенты намеренно спровоцировали ссору. На девушку нападали. К счастью, тогда другие водители смогли вовремя среагировать и дать достойный отпор. 
Сергей Ковалев советует таксистам никогда не идти на конфликт, пусть даже у них и есть тревожная кнопка на случай опасности - пока оператор разберется, что происходит, где находится водитель, пройдет время, а бывают ситуации, в которых решающими могут стать секунды.

— За 20 лет клиенты стали более дисциплинированными и ответственными. Теперь трагических случаев стало намного меньше. Но бывают. В прошлом году, например, убили водителя. Затеял конфликт пассажир, и в драке забил таксиста до смерти, — утверждают таксисты.
Памятуя о таких случаях, водители по-своему проявляют осторожность. Например, таксист с пятнадцатилетним стажем Александр Полунин намеренно ставит на заднее сиденье детское кресло. Чтобы за спиной никто не садился. Так он чувствует себя спокойнее.

Бывает сложно

Таксисты уверены, что в их работе самое сложное – взаимодействие с людьми. Некоторые пробуют таксовать и быстро понимают – «не мое». Самыми сложными клиентами водители называют пассажиров с детьми и домашними животными. Многие совсем не следят за поведением малышей в машине. А на критику реагируют очень остро.

— Часто бывает так, что мама сидит в телефоне, а ребенок топчется ногами по сиденью. Не каждый автолюбитель сможет спокойно на это смотреть. С животными тоже непросто: у некоторых водителей аллергия. Многие не хотят, чтобы им пачкали салон. В этом случае водителю надо убирать. Иначе следующий клиент будет жаловаться на плохую работу таксиста, — делится Александр Полунин.
Самые вредные пассажиры, по версии железногорских таксистов, - женщины в состоянии алкогольного опьянения - это особая категория, с ними невозможно спорить.

Железногорск не самый большой город. Он не может похвастаться огромным количеством улиц и дорог. Но даже здесь можно заблудиться и почувствовать себя неуютно. Есть дворы, в которых водители совсем не хотят бывать. Например, на улице Дружбы, 4/3. Этот дом находится в центре «улитки», в тупике, в котором невозможно развернуться. Непростым для некоторых таксистов бывает ориентирование в 13-ом микрорайоне.

Александр сетует: 

— Дома все одинаковые, а таблички с указанием адреса (так называемые аншлаги) настолько маленькие, что практически ничего разглядеть нельзя. В Орле номер дома и улицу сейчас пишут на аншлагах размером с четыре этажа. Вот это я понимаю! 
Еще одна сложность – недопонимание близких по поводу работы в службе такси. Для Александра Полунина сложной задачей было объяснить жене, почему ему необходимо подрабатывать таксистом:

— Не устраивало ее, что я из-за подработки мало был дома. Но ситуация разрешилась быстро. Когда жена сказала «не таксовать», я действительно посидел пару дней дома, а потом в свой рабочий день разбудил ее в семь часов утра и попросил сто рублей на обед. И я снова подрабатываю. 

Бывает весело

В жизни водителей бывали различные ситуации - и комичные, и трагичные: например, ошалевшие мужья беременных женщин выбегали из подъездов с криками: «Ааа! Давай, полетели быстрее! Скорую не дождемся! Вот-вот родим!»

Механик Александр Коростелев вспомнил, когда он таксовал, ночные пассажиры иногда видели в нем психолога:

— Попался как-то пассажир. Говорил, душа у него болит. Просил зайти с ним в ресторан, дослушать историю, начатую в машине. Обещал заплатить за простой. 
Есть невезучие таксисты, с которыми случаются буквально все возможные несчастья.

— Один такой недавно повез сомнительных людей в другой город. Вообще у нас поездки в другие города оплачиваются сразу. Но этот таксист предоплаты не потребовал - в итоге полвечера гулял по какой-то деревне и искал сбежавших пассажиров, — рассказывает Александр Полунин.
Сам Александр тоже оказывался в различных ситуациях. Однажды, приехав по вызову, увидел клиентов – трех пьяных мужчин. Один из них совсем не держался на ногах. Когда все трое сидели в салоне, самый трезвый объяснил, куда надо ехать: «Видишь тот подъезд? Нам туда».

Водитель такси Марина Ивашина уже привыкла к анекдотам пассажиров по поводу того, что их везет женщина. Но ее это не обижает – всегда отшучивается и снимает напряжение. Не смущает ее даже самое необычное поведение клиентов:

— Как-то мужчины ехали с отдыха и вдруг попросили ненадолго остановить машину. Вышли, потанцевали, сели обратно и сказали, что можно ехать дальше… 

Такая уж у таксиста работа – встречаться с людьми при необычных обстоятельствах, попадать в различные ситуации. Любой таксист - настоящий кладезь страшных и вдохновляющих, грустных и веселых, необычных и скучных историй. Водители уверены: чтобы рассказать их все, не хватит целой газеты.

АВТОРЫ
Связаться через:

Екатерина Гладушина

Шеф-редактор сетевого издания

Связаться через:

Анна Бессарабова

Корреспондент.
Ведет рубрики: Социальная, Медицина. 

Связаться через:

никита бессарабов

Корреспондент.
Ведет рубрики: Молодежная, Спорт.

Связаться через:

Светлана Староста

Корреспондент
Ведет рубрики: Образование, Культура

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ