Школа родственного ухода

анна бессарабова
1 из 6 изображений
Школа родственного ухода
© фото: анна бессарабова, из архива Школы родственного ухода
2 из 6 изображений
Школа родственного ухода
© фото: анна бессарабова, из архива Школы родственного ухода
3 из 6 изображений
Школа родственного ухода
© фото: анна бессарабова, из архива Школы родственного ухода
4 из 6 изображений
Школа родственного ухода
© фото: анна бессарабова, из архива Школы родственного ухода
5 из 6 изображений
Школа родственного ухода
© фото: анна бессарабова, из архива Школы родственного ухода
6 из 6 изображений
Школа родственного ухода
© фото: анна бессарабова, из архива Школы родственного ухода

В Железногорске второй год действует Школа родственного ухода, открытая в Комплексном центре социального обслуживания населения города (КЦСОН). В ней учатся социальные работники, а также близкие пожилых и тяжело больных людей.

Пока мы молоды и здоровы, нам кажется, что так будет всегда. Мамы и папы до последнего дня останутся бодрыми и активными. Да и мы сами никогда не состаримся - изменятся только цифры в документах. Но неожиданно родители попадают в больницу. С инсультом, например. Перестают двигаться, есть и говорить. Через две-три недели их выписывают домой, и близкие теряются: что делать дальше, как правильно ухаживать за лежачими пациентами, где и у кого можно научиться «обслуживать» немощных родственников.

Немногие железногорцы знают, что в городе есть Школа родственного ухода. Учебный «год» в ней продолжается семь месяцев. А по сути это - насыщенная программа, семь часовых уроков, которые ведут социальные работники, медики, психологи.

— Школа появилась в прошлом году. Она открыта на базе нашего центра. Подобные структуры сейчас есть во всех районах Курской области. В школе могут обучаться и близкие тяжело больных людей - тех, кто нуждается в постоянном уходе, и социальные работники. Количество «учеников» колеблется от 5 до 10 человек. Мы проходим с ними разные темы: как помыть голову лежачей бабушке или дедушке, как перевернуть ее или его на бок, как поменять памперсы, как поддержать психологическую обстановку в семье. Ведь в помощи нуждается не только парализованный больной, но и те, кто о нем заботятся, — объясняет заместитель директора КЦСОН Олеся Лебедева.
Уроки проводятся в актовом зале. «Школьники» сидят на стульях перед экраном, на который выводится полезная информация. «Педагоги» учат собравшихся правильно общаться с пожилыми людьми, подбирать нужные и удобные технические средства реабилитации: коляски, кровати, трости, кресла-туалеты. Будущие социальные работники тренируются - переворачивают, поднимают, кормят условных больных. И делают это не на манекенах, а на своих же «однокашниках». Закрепляют теорию на практике, оттачивают каждое движение.

Только на обслуживании железногорского КЦСОН находятся 335 человек. А сколько в городе инсультников, инвалидов, диабетиков, за которыми ухаживают взрослые дети! Их немало.

До прихода в школу одна из ее нынешних «учениц» Людмила Татаренко ухаживала за собственными бабушкой и дедушкой.

— Им было под 80. Бабулька пролежала пять лет. С каждом годом становилось хуже. Сначала я водила ее под руки, потом, когда бабушку окончательно парализовало, мыла ей голову и тело, меняла белье. Училась всему сама - в процессе. Бабушка была деревенской - чрезмерно терпеливой. Старалась лишний раз никого не потревожить: «Внученька, мне ничего не нужно, не суетись». Когда ее не стало, я решила выучиться на социального работника. В городе многим нужна забота, — рассказывает Людмила.
Сегодня у нее восемь подопечных, двое из них - мужчины. Один - диабетик, которому отрезали ногу, другой - инвалид с детства. Остальные пенсионерки тоже не обходятся без услуг приходящей «няни». Знания, полученные Татаренко в Школе родственного ухода, актуальны и востребованы.

По словам Олеси Лебедевой, занятия ведут опытные работники, которые сами в недалеком прошлом обучались по системе долговременного ухода у курских и московских специалистов.

— Все наши «учителя» не новички в социальной сфере. Их уроки - бесплатные. Как можно попасть в школу? Достаточно позвонить по телефону 8(47148) 2-43-25 или прийти по адресу: улица XXI Партсъезда, 17. Здесь люди могут написать заявление и стать слушателями семичасового курса, — называет условия Олеся Лебедева.
Сама она пришла в КЦСОН 12 лет назад - «хотела помогать людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации».

Такая же мотивация была у социальных работниц Евгении Толстых, Натальи Манохиной и Ирины Крюковой.

— Истории у наших подопечных разные, но всем им необходима поддержка. Здесь я выработала эффективный алгоритм действий. С помощью психолога кое-что для себя разъяснила. Люди тяжело переживают болезнь и немощность. А мы учимся с этим справляться, — делится Евгения Толстых.
Ее коллега Ирина Батейкина пришла в КЦСОН в октябре 2021 года. Она - профессиональный соцработник. В школе «освежает знания». Родственники лежачих больных смотрят на нее и учатся правильно ухаживать и общаться с близкими.

— К любому человеку можно найти подход. Это нам на нескольких реальных примерах доказала психолог. Очень помогло, — признается Ирина.
А Наталья Манохина добавляет, что всякий раз она застает своих «старичков» в разном настроении - каждый день не похож на предыдущий. Главное - быть доброй, отзывчивой, внимательной к просьбам бабушек и дедушек. Школа развивает этот навык.

— Знаете, наши подопечные давно стали для нас родными. Пенсионеры находятся на определенном договоре с КЦСОН, но мы иногда выходим за его рамки. Полы, например, бабулям моем, хотя в соглашении этого нет. Пыль вытираем. Человеческие отношения важнее, — продолжает тему Ирина Крюкова.
После учебы в Школе родственного ухода она стала выделять немолодых людей из толпы. Допустим, в очереди дедуля у кассы что-то уронил или потерял – Ирина сразу спешит на помощь. На улице старушка замешкалась – мчится к ней.

— Школа и специфика работы делают нас другими: более чуткими. А еще мы учимся распределять время, чтобы экономить силы, — довольна уроками Крюкова.
Самое сложное для социальных работников - отвлекаться от дел по возвращении домой. Психолог Наталья Сорокина объясняет «ученицам», как это важно. Дескать, не сможете переключаться - столкнетесь с эмоциональным выгоранием.

— Женщины изо дня в день работают с парализованными, малоподвижными и немолодыми людьми. Кто-то молча переносит боль, кто-то постоянно капризничает, кто-то становится агрессивным. Такая работа изматывает. Наша задача - научить соцработников и родственников инвалидов справляться с напряжением. Периодически возникают конфликтные ситуации. Во время индивидуальных бесед мы учимся их разрешать. Полезный обмен опытом, — считает Наталья.
По ее наблюдениям, больные родственники не любят, когда близкие их жалеют. Мамы, папы, бабушки и дедушки хотят, чтобы члены семьи обращались с ними, как раньше. Школа учитывает и этот фактор. То есть она дает нужный набор правил, привычек и навыков, которые помогают людям преодолевать сложности. Да и вообще в школе становится понятно, что вы не одиноки в своей беде, всему можно научиться. Если вы любите своих родных, вы вместе преодолеете любые трудности.

— Ничего сверхъестественного от близких тяжелых больных не требуется. Достаточно быть терпеливыми и милосердными. Остальное можно освоить вместе со специалистами, — уверена заместитель директора КЦСОН Олеся Лебедева.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

Связаться через:

Светлана Староста

Шеф-редактор газеты.

Ведет рубрики: Образование, Культура

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ