«Особое детство» маленьких пациентов

анна бессарабова
1 из 22 изображений
«Особое детство» маленьких пациентов
© фото: анна бессарабова
2 из 22 изображений
«Особое детство» маленьких пациентов
© фото: анна бессарабова
3 из 22 изображений
«Особое детство» маленьких пациентов
© фото: анна бессарабова
4 из 22 изображений
«Особое детство» маленьких пациентов
© фото: анна бессарабова
5 из 22 изображений
«Особое детство» маленьких пациентов
© фото: анна бессарабова
6 из 22 изображений
«Особое детство» маленьких пациентов
© фото: анна бессарабова
7 из 22 изображений
«Особое детство» маленьких пациентов
© фото: анна бессарабова
8 из 22 изображений
«Особое детство» маленьких пациентов
© фото: анна бессарабова
9 из 22 изображений
«Особое детство» маленьких пациентов
© фото: анна бессарабова
10 из 22 изображений
«Особое детство» маленьких пациентов
© фото: анна бессарабова
11 из 22 изображений
«Особое детство» маленьких пациентов
© фото: анна бессарабова
12 из 22 изображений
«Особое детство» маленьких пациентов
© фото: анна бессарабова
13 из 22 изображений
«Особое детство» маленьких пациентов
© фото: анна бессарабова
14 из 22 изображений
«Особое детство» маленьких пациентов
© фото: анна бессарабова
15 из 22 изображений
«Особое детство» маленьких пациентов
© фото: анна бессарабова
16 из 22 изображений
«Особое детство» маленьких пациентов
© фото: анна бессарабова
17 из 22 изображений
«Особое детство» маленьких пациентов
© фото: анна бессарабова
18 из 22 изображений
«Особое детство» маленьких пациентов
© фото: анна бессарабова
19 из 22 изображений
«Особое детство» маленьких пациентов
© фото: анна бессарабова
20 из 22 изображений
«Особое детство» маленьких пациентов
© фото: анна бессарабова
21 из 22 изображений
«Особое детство» маленьких пациентов
© фото: анна бессарабова
22 из 22 изображений
«Особое детство» маленьких пациентов
© фото: анна бессарабова

Победителем конкурса социально ориентированных программ Металлоинвеста «Сделаем вместе!» в 2020 году стал проект, созданный на базе стационара детской поликлиники. 

Пятилетний Артем с видом гроссмейстера поправляет сползающие на нос очки, берет из рук детского психолога деревянные фигурки: треугольники, кубики, круги - и выстраивает их в нужном порядке. После каждой похвалы специалиста мальчишка оглядывается на свою маму, Марину Сидорину: видит ли она, какой у неё умный сын. Та кивает: молодец.

Потом, в коридоре, женщина расскажет нам, что для ее Тёмы - это второе занятие у логопеда и психолога. В стационар детской поликлиники их направил невролог: «Рекомендовал поработать над речью». И теперь эксперты проводят диагностику, выявляя особенности развития ребенка.

Психолог Ольга Булыгина и логопед Анна Оголяр принимают по шесть-семь малышей в день. Кто-то из пациентов готов отвечать на вопросы взрослых в течение 30 минут, а кого-то хватает максимум на 15. Дети - непоседы, их внимание быстро рассеивается.

— Мы пробовали заниматься с крохами, только-только начавшими ходить, но передумали. Их же невозможно поймать, усадить за стол - таким детям надо «выходиться». В них столько энергии! А вот когда ребенок становится чуть постарше, с ним можно взаимодействовать, — признается Ольга Булыгина.

Новый проект

«Особое детство» включает в себя диагностику и цикл занятий для ребятишек с моторной неловкостью, неустойчивостью и истощаемостью нервных процессов, снижением внимания, памяти, общей работоспособности, двигательной заторможенностью, эмоционально-волевыми проблемами, трудностями формирования пространственных представлений, речевых процессов.

Программа предусматривает логопедические игры, нейрологопедические упражнения, логопедический массаж, дыхательную и артикуляционную гимнастику.

Специалисты прошли подготовку в Международной академии медицинской реабилитации в Москве по дополнительной профессиональной программе «Функциональная терапия в нейрологопедии».

— Сейчас у детей много речевых патологи. Нейродиагностика помогает выявить нарушенные механизмы в раннем возрасте. Можно успеть их скорректировать до того, как ребенок приступит к обучению, — объясняет Ольга Булыгина.
По словам психолога, нейрореабилитация имеет огромное значение. За последние 10 лет в нашей стране появилось немало методических пособий, различных программ по нейрологопедии.

— В Европе логопедия - это медицинский аспект. В России логопед - все еще педагог. Но ведь речь связана с нейромеханизмами, с тем, как функционирует мозг. Стандартные методы обучения логопедов в пединститутах уже не вполне эффективны. Мы стараемся использовать новые инструменты для взаимодействия с детьми, — продолжает Ольга Булыгина.
Проект «Особое детство» вырос из других программ, действующих в детской поликлинике и адресованных пациентам с неврологической симптоматикой. Год назад новинкой была сенсорная интеграция, еще раньше - БОС (биологическая обратная связь).

— Постепенно добавляются новые «штрихи». Осваиваем современные методики. Несмотря на проблемы, связанные с пандемией коронавируса, в «Особом детстве» с сентября по декабрь были задействованы 42 ребенка. Это малыши от полутора лет и старше. Сегодня в Железногорске, да и в других городах России, много детей с нарушением обработки сенсорной информации. Их количество доходит до 80%. Причина - особенности родовой деятельности. Изменилась вынашиваемость, малыши появляются на свет на более ранних сроках. Поэтому начинаем работать с детьми, рождающимися с экстремально низкой массой тела и нуждающимися в нейрореабилитации, — говорит Анна Оголяр.

Общий труд

В представлении родителей логопед - человек, сидящий за столом, показывающий ребенку яркие картинки и диктующий ему слова по слогам. Однако психолог Ольга Булыгина убеждена:

— Нет, нейрологопедия шире. Язык - мышца со множеством нервных окончаний, связанных с головным и спинным мозгом. Чаще всего нарушение речи - это нарушение одного из функциональных блоков. Поэтому каждому малышу необходим свой вид реабилитации. С детьми работают не только психолог и логопед - в процессе задействованы все сотрудники стационара. А грантовые проекты для нас - дополнительное обучение. В прошлом году, например, Анна Оголяр училась у знаменитого польского эксперта. Полезный опыт. 
Родители маленьких участников «Особого детства» замечают прогресс: их дети, недавно не умеющие произносить ничего, кроме «мур», «мяу», «агу», через год начинают говорить осмысленными предложениями.

— Конечно, бывают сложные ситуации, требующие узкого обследования. Утяжеляется неврология, растет количество дефектов. Может, экология виновата, может, влияет сложность вынашивания. Приходится иметь дело с целым «букетом» осложнений. Потому и важна нейрореабилитация. Она – мост между медициной, логопедией и психологией. С помощью специально разработанных двигательных упражнений и развивающих игр регулируются и контролируются психоречевая деятельность, моторные навыки, зрительное, слуховое, пространственное восприятие..., — рассуждает Ольга Булыгина.
Из кабинета логопеда выходит один маленький пациент и тут же заходит другой - четырехлетний Кирилл Тюнякин. Его мама, Евгения, уверена, что общение с экспертами проекта «Особое детство» идёт мальчику на пользу:

— Он стал усидчивым, любознательным. Меньше отвлекается. Ему нравится решать задачки, которые ему дают логопед и психолог. 
Сам Кирилл уже не слушал, что говорила мама, - включился в интересную игру, предложенную психологом. Если для взрослых «Особое детство» - серьёзный социальный проект, то для детей - прежде всего развлечение.
АВТОРЫ
Связаться через:

Екатерина Гладушина

Шеф-редактор сетевого издания

Связаться через:

Галина Лысова

Шеф-редактор газеты
Ведет рубрики: Медицина, Социальная

Связаться через:

Анна Бессарабова

Корреспондент.
Ведет рубрики: Социальная, Медицина. 

Связаться через:

Светлана Староста

Корреспондент
Ведет рубрики: Образование, Культура

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ