«Важно, чтобы дети были успешными»

Анна Бессарабова
1 из 1 изображений
«Важно, чтобы дети были успешными»
© фото: из архива Ирины Ковалевой

Для Ирины Ковалевой уходящий 2022 год был значимым: осенью она первой в регионе получила новое звание «Заслуженный учитель Курской области», а буквально месяц назад ее ученица Ксения Елисеева победила во Всероссийском конкурсе сочинений.

Успехам Ирины Васильевны в ее родной гимназии №1 уже не удивляются – она одна из сильнейших преподавателей этого учебного заведения. А сама учительница не любит официоз. Конечно, получать за свой труд звания, награды, почетные грамоты приятно, но у таких торжеств есть обратная сторона – приходится отвечать на вопросы журналистов. Для скромной Ирины Васильевны это настоящее испытание.

Дети поздравляют ее по-своему. Недавно у их любимого учителя был день рождения. Ранним утром Ирина Ковалева приехала в гимназию и увидела свет в окне своего кабинета. Подумала: «Неужели вчера забыла выключить?». Поднялась на этаж, повернула ключ в двери – и ей навстречу выбежали шестиклашки. Они украсили доску цветными шарами, подписали поздравительные открытки, положили на столы коробки с конфетами.

Ученики другого класса годом ранее ради Ирины Васильевны собрались под окнами ее дома с огромным плакатом «С Днем рождения!» и вместе с родителями исполнили песню, удивляя соседей.

Ирину Ковалеву действительно любят. И дети, и взрослые. Есть за что. Она в образовании с 1975 года, но говорит о своей профессии так, словно только вчера ее выбрала – с уважением, достоинством, без показного пафоса. Как будто рассказывает о собственной семье.

Юная мечтательница

Нет, в детстве наша героиня не мечтала проверять тетради и ставить «четверки» и «пятерки». Она воображала себя отважным летчиком или смелым геологом. После восьмого класса сельской школы (Ирина Ковалева родилась и выросла в Курской области) поехала с папой поступать в Москву «на пилота». Не взяли: вестибулярный аппарат не выдержал проверки. И с геологией не срослось.

— Мужские профессии освоить не удалось. Тогда я решила стать учителем. В представлении романтичной девчонки тоже отличная работа. У меня были замечательные педагоги, которым, тем не менее, не стремилась подражать. Мне они казались немного консервативными. Полагала, что буду другой, демократичной, современной. Жизнь и опыт показали: надо быть разной. Дети, ситуации, обстоятельства не однотипны и требуют нестандартности, — поясняет Ирина Васильевна.
Она хорошо помнит свой первый урок в малокомплектной школе. В классе было всего 8 учеников. Ирина Ковалева тогда вела математику – проходила практику от Рыльского педучилища. Потом девушка училась в Казанском государственном университете, она дипломированный филолог.

— После вуза я жила и работала в Набережных Челнах. Город растущий, развивающийся, детей много. В параллели большое количество классов – до буквы «р». Не хватало кадров. Молодые учителя брали начальные классы. Я свой первый вела 11 лет – до выпускного. В Железногорск мы с семьей перебрались в конце 1980-х, — продолжает Ирина Васильевна.
По ее словам, школьники за последние несколько лет не очень изменились. Правда, стали чуть прагматичнее – твердо знают, чего хотят. Но при этом им не хватает самостоятельности, привыкли во всем полагаться на взрослых.

Ирина Ковалева до сих пор, готовясь к урокам, волнуется как вчерашняя студентка. Это не исчезает.

— Где-то прочитала, что хорошего учителя постоянно сопровождает состояние тревожности. И в данный момент оно есть... 11 класс. Тема «Серебряный век русской поэзии». Люблю этот период. Хочется, чтобы и дети его полюбили. Волнуюсь: как воспримут, как поймут. Иначе не бывает. Или ребята уходят с урока, встречаю на перемене их классного руководителя, и она говорит: «Дети весь день под впечатлением. У них, говорят, такой урок был по «Ионычу». Значит, получилось, — улыбается Ирина Васильевна.

Класс филологов

Из ее выпускников, вдохновленных примером своего учителя и выбравших профессию педагога, можно «укомплектовать» целый класс. Если не два. Девушки и юноши захотели повторить путь Ирины Ковалевой и стали преподавателями русского языка и литературы. Многие спрашивают у нее совета. Звонят даже из Москвы, чтобы проконсультироваться, как себя вести в той или иной ситуации.

Часто звонят и пишут. Вспоминают смешные истории: «А помните, как наш Игорь на уроке пересказывал сказку, в которой «Иван-Царевич шел-шел, и мочИ у него не стало». Тридцать лет прошло, но не забыли. Снимают поздравительные видеоролики и присылают их любимой учительнице. Один из бывших классов подарил Ирине Васильевне фотоальбом со своими портретами и признаниями, что им особенно нравилось в школе: поездки с педагогом в Санкт-Петербург, двухдневные походы и, конечно, уроки литературы.

Сегодня Ирина Ковалева преподает в трех 8-х классах, двух 11-х и ведет как классный руководитель шестиклассников. Это огромная нагрузка: 7-8 уроков в день. Но приятная. Когда видишь в классе заинтересованные лица – не чувствуешь усталости.

Ирина Васильевна старается совмещать программную классику с современными произведениями.

— Не многие писатели пишут на патриотические темы. Этого не хватает нынешним детям. Стараюсь читать с ними такие произведения. Например, «Седого солдата» Александра Проханова. На ребят это производит сильное впечатление, — говорит Ирина Ковалева.

Главное - будущее детей

Ирина Васильевна – почетный работник всеобщего образования РФ, заслуженный учитель Курской области и просто добрый, умный человек. Для нее мало изучить с учениками тему, проверить и закрепить материал. Она старается, чтобы детям было интересно.

— Недавно виделась с выпускниками. И один из них спросил: «Как вы думаете, что прямо сейчас лежит в моем портфеле? Книга Гоголя! Я наконец к нему пришел». Это прекрасно, что ребята продолжают читать. Наши занятия пригодились, — делится Ирина Ковалева.
Для нее имеет первостепенное значение не только литература. Ирина Васильевна считает важным, чтобы дети стали успешными: достойно сдали ЕГЭ, выбрали профессию по душе, поступили в престижные вузы...

— Чтобы они были довольны своим выбором и будущей работой. Выпускники нашей гимназии всегда сдают экзамены на высоком уровне. Не бывает года без 100-бальников. Готовим сильных учеников, — уверена учительница.
Добиваться успехов, отдавать все свое время гимназистам ей помогают близкие. Ирина Васильевна называет их своим надежным тылом. Кстати, ее сын с красным дипломом закончил Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ и теперь работает аналитиком в сфере недвижимости.

Скоро он приедет на зимние каникулы. В доме запахнет хвоей – семья Ковалевых по традиции наряжает живую елку. И родные Ирины Васильевны еще раз поздравят ее со всеми успехами 2022 года.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

Связаться через:

Екатерина Гладушина

Шеф-редактор газеты.

Связаться через:

Светлана Староста

Корреспондент.

Ведет рубрики: Образование, Культура

Связаться через:

Анна Бессарабова

Корреспондент.

Ведет рубрики: Социальная, Медицина.

Связаться через:

Светлана Романчикова

Корреспондент.

Ведёт рубрики: Потребитель, Социальная.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ