Учимся играть и говорить

Лилия Дружко, логопед детского сада №30
1 из 1 изображений
Учимся играть и говорить
© фото: архив Лилии Дружко

С 15 по 18 октября при поддержке компании «Металлоинвест» в рамках программы «Здоровый ребенок» прошел обучающий семинар для логопедов города.

Семинар посвящен актуальной теме для всех логопедов дошкольных учреждений - это запуск речи у неговорящих детей, от нуля до фразы. Обучающие занятия провела педагог московского центра «Школа игровой логопедии» Анастасия Ядыкина.

Специалист пояснила, что прежде чем начать говорить, ребенок должен научиться ощущать, двигаться, запоминать, понимать и подражать своим партнерам по общению.

Поэтому перед занятиями игровой логопед проводит диагностику, чтобы понять, почему произошел сбой речевого развития. Зачастую запуску речи мешает дисфункция сенсорной интеграции (информирование нас через нервную систему о том, что происходит с телом и окружающей средой), а также эмоционально-волевой сферы. Отыскав причину, которая мешает речи развиваться, игровой логопед точечно работает над устранением «поломки». Как только удается устранить или компенсировать первопричину, то речь запускается или начинает качественно улучшаться.

Анастасия Ядыкина уверена: чтобы сформировать мотив к речи, необходимо разделить с ребенком радость совместной игры, стать для него значимым человеком, ценным партнером, как бы между прочим «вплетая» в канву взаимодействия важные задания.

Задача специалиста – установить контакт с ребёнком, а вот когда он установлен, специалист выходит на следующий уровень игровой программы.

После первого этапа у малыша уже может проявляться имитация действий, включиться подражание.

На втором этапе работа начинается с «постановки» согласных звуков. Каждый звук закрепляют определенным жестом и предметом. Например, звук «м» - берем мягкую игрушку, даем ребенку потрогать и проговариваем: М-мягкая.

Если у малыша не получается, то применяется механический способ постановки звука.

В своей работе специалист использует несколько техник: это и сенсорная интеграция, и АВА-терапия, а также игровая терапия, элементы лого-гимнастики.

В работу берут сразу два звука. После введения согласных звуков начинают работу с гласными, также закрепляя каждый звук определенным жестом и предметом.

Затем соединяют согласные звуки с гласными - идет имитация первых слов. Когда словарный запас ребенка достигнет 10 слов, ему предлагают пройти Томатис (программа для нейросенсорной стимуляции).

На семинаре весь лекционный материал подкрепили видеороликами, где специалист начинал работу с ребенком с начальных стадий сенсомоторного развития, доводя до первых слов. Причем в роликах были дети с разными диагнозами: ДЦП, РАС (аутизм), апраксией, моторной алалией, задержкой речевого развития. Это говорит о том, что эта методика подходит к малышу с любым речевым нарушением.

Участники семинара участвовали в практических заданиях, попробовали себя в роли игрового логопеда и его подопечного.

Логопеды остались в восторге от занятий. Так как традиционные занятия мало подходят для детей с особенностями развития, приходиться искать новые подходы.

Некоторыми приемами я уже пользовалась. Но после того, как Анастасия показала систему и напомнила теорию, все разложилось по полочкам.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

Связаться через:

Светлана Староста

Шеф-редактор газеты.

Ведет рубрики: Образование, Культура

Связаться через:

Анна Бессарабова

Корреспондент.

Ведет рубрики: Социальная, Медицина.

Связаться через:

Светлана Романчикова

Корреспондент.

Ведёт рубрики: Потребитель, Социальная.

Связаться через:

Екатерина Радионова

Корреспондент. Ведет рубрики: Безопасность, Социальная, Спорт. 

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ