Талант плюс...

Галина Лысова
1 из 1 изображений
Талант плюс...
© фото: из личного архива Эльнары Ашрафзаде

У каждого таланта своя история успеха. Но есть и общие условия, без которых этот путь не пройти.

Что приводит на пьедестал интеллектуальных состязаний, мы можем узнать на примере железногорских призеров регионального этапа всероссийской олимпиады школьников. Одиннадцатиклассница лицея №12 Эльнара Ашрафзаде на областном уровне олимпиады заняла призовое место по предмету «экология».

На «олимпийскую» дорогу Эльнара ступила в 9-м классе, когда стала призером городского этапа по биологии, а в область поехала состязаться в химии. Десятиклассницей уже взяла на региональном уровне призовые места в биологии и экологии.

Зачем ей эти хлопоты, одиннадцатиклассница объяснила так:

— Олимпиада – неплохой способ проверить себя в достаточно экстремальной обстановке – важно ведь, как ты справляешься с заданием в новой аудитории, с незнакомыми людьми. Это проба сил перед ЕГЭ. 
По ее словам, олимпиада дает неоценимый жизненный опыт. На этом соревновании интеллектов дети учатся бороться со стрессом, выступать, говорить на публику, заинтересовывать и убеждать слушателей и жюри, отвечать на каверзные вопросы профессоров. В целом, это общие навыки, не зависящие от предметной области – просто так и нужно уметь учиться, показывать свои знания.

Как уверяет Эльнара, к олимпиаде невозможно подготовиться за один год. Понадобится база знаний, которая закладывается в течение нескольких лет. Случай Эльнары в этом смысле почти исключительный. По признанию девушки, биология (экология – тоже раздел биологии) была ей интересна с раннего детства. Лет в пять родители подарили дочке первый анатомический атлас, потому что именно в этом возрасте она решила стать врачом.

Девушка считает, что ничего бы не добилась без большой родительской поддержки.

— Как только родители узнали, что я хочу быть врачом, поддерживали в этом всегда. Мы сначала жили далеко от лицея №12, но меня отдали сюда, поскольку здесь есть химико-биологический профиль. Родители решили, что это поможет подготовиться в медвуз. Мама с папой вели меня к этому и рады всем моим успехам, — говорит Эльнара.
Строго говоря, призовое место по экологии непосредственных бонусов абитуриентке Ашрафзаде не даст. В медицинском вузе экология при поступлении не нужна. Но девушка говорит, что участие в олимпиаде – интересно само по себе и вдобавок дает опыт, возможность получить новую информацию, а любые знания в жизни пригодятся. В школе экологию проходят как раздел биологии в конце года, если на него остается время. В учебниках по этому направлению тоже мало информации. А между тем эта смежная с биологией наука очень актуальна и интересна.

В лицее у нее нашелся очень хороший наставник – преподаватель биологии и организатор школьных олимпиад по этому предмету Наталья Александровна Коростелева. Она еще в восьмом классе заметила стремление девушки к биологии и взяла ее под свое крыло, ориентировала на участие в интеллектуальных состязаниях.

Что и говорить, готовиться к олимпиаде непросто, времени не хватает – занятия в школе, репетиторы, домашние задания. Надо найти силы и желание. Ведь придется переработать и запомнить большой объем информации за короткий срок. А еще – убедительно изложить.

— Если говорить об экологии, где оцениваются главным образом проекты, понадобится умение работать на публику. Очень часто успешность проекта зависит не только от содержательной части, но и от умения ее преподнести, — считает Эльнара.
Сейчас, в 11-м классе, она уже не уделяла много времени подготовке к олимпиаде. В основном показала знания, накопленные за предыдущие годы. И базовый проект был готов, доработала и поехала с ним. Это исследовательская работа «Влияние голубей на экосистему Железногорска», занявшая призовое место в научной конференции Станции юных натуралистов (СЮН).

Эльнара экологию изучает за рамками школы – второй год занимается на СЮН, у руководителя музея природы Николая Дегтярева.

— СЮН, и особенно ее музей, дают многое. Любой ученик, которого заинтересуют эти отрасли, может прийти сюда, и для него проведут в музее экскурсию по видовому разнообразию региона, расскажут, как живет природа курского края. Начинаешь с малого, а потом раздвигаешь границы своих знаний, — рассказывает будущая выпускница.
Старшеклассница приходила на СЮН, чтобы изучить чучела животных и птиц, скелеты. На олимпиаде по биологии, например, есть раздел, где ребята по чучелу или скелету определяют биологическую нишу животного или птицы, где оно обитает, чем питается.

Экология – животрепещущая проблема, и интересует всех. Уже сейчас эта наука взаимодействует с правом, физикой, химией, географией, да практически со всеми известными науками. А со временем, возможно, биологи объединятся с экологами и создадут какую-то новую отрасль – по здоровому образу жизни в современном мире. Такая наука на стыке медицины и экологии подошла бы и будущей выпускнице лицея №12 Ашрафзаде.

А пока она довольна своим успехом на олимпиаде.

— Приятно, когда труды окупаются, — улыбается Эльнара.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

Связаться через:

Светлана Староста

Шеф-редактор газеты.

Ведет рубрики: Образование, Культура

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ