В детском саду №1 применяется интересная практика коррекции нарушений речи у воспитанников. Методика помогла не только детям, но и учителю-логопеду Надежде Азаровой – стать призером областного конкурса профессионального мастерства «ЛОГО-Мастер 2022».
В конкурсе приняли участие более ста человек. Среди конкурсантов, чей стаж менее пяти лет, 32-летняя Надежда Азарова заняла второе место. Для заочного этапа логопед подготовила видео своего занятия с использованием новой методики – криотерапии, что переводится как «лечение холодом». Приложила методические рекомендации и анализ результатов. Через неделю ей сообщили, что она прошла в финал.
Надежда Сергеевна работает в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Здесь 14 человек, индивидуальные логопедические занятия проходят три раза в неделю, групповые – ежедневно. У пятилеток разные нарушения второй-третьей степени (самая тяжелая – первая). Для них логопед, наравне с воспитателями Натальей Алещенковой и Людмилой Кабановой, - очень важный человек.
— Если в обычной группе обучением грамоте, развитием речи занимаются воспитатели, а логопед ставит звуки, то здесь этим занимаюсь я, а воспитатели помогают закрепить результат, — рассказывает Надежда Азарова.Она использует множество методик, но инновационную криотерапию, не используют пока ее коллеги в регионе.
— Я заказала фигурки в виде кубиков, долек овощей, фруктов с жидкостью внутри, которая замораживается и используется для охлаждения напитков. Мы берем емкости с холодной и теплой водой. Делаем массаж, выполняем упражнения с ледяными фигурками, потом опускаем руки в тепло. Воздействуя попеременно холодом и теплом на пальцы, мы стимулируем области мозга, отвечающие за речевые функции, — делится методикой логопед.Кубики со льдом применяются для звукового анализа слова. Мягкий согласный – зеленый кубик, твердый – синий, гласный – красный. Так решается множество задач: развиваются тактильная чувствительность, фонематический слух, навыки звукового анализа, внимание, мышление, связная речь.
На очном этапе конкурса, который прошел 18 ноября в Курске, финалисты участвовали в игре с сюрпризным моментом. Каждый должен был вытянуть из сундучка предмет и без подготовки рассказать, как его можно использовать в логопедической практике.
— Мне попался спиннер. Я предложила упражнение для закрепления звука: пока спиннер крутится, нужно произносить поставленный звук. Еще можно раскладывать звуки по разным лопастям спиннера, а также практиковать упражнения в статике и динамике. Например, крутить его, прыгать на одной ноге и произносить звук. Это что первое пришло в голову. Ведущая конкурса сказала: «Ну все! У логопеда пошла фантазия», — смеется Надежда Сергеевна.Конкурсанты использовали разные виды презентаций, даже с элементами театрализации. Были среди них со своими собственными методиками. Наша финалистка признается, что пульс у нее зашкаливал, а совещание жюри показалось вечным. Но результат, как говорится, «на табло». Диплом II степени в номинации «Я не волшебник, я только учусь».
И действительно, молодой специалист Надежда Азарова учится логопедии много лет, хотя официальный ее стаж в профессии – один год. Поэтому он и стал таким плодотворным. В 2015 году она закончила Московский социально-педагогический институт в Москве по специальности «Логопедия». До этого работала воспитателем в детских садах №10 и №12, заместителем заведующей в детском саду №26. Копила информацию, консультировалась у знакомых логопедов, помогала ставить звуки детям подруг, свои же – сын Алеша и дочка София – с помощью мамы выговаривают звук «р» с четырех лет. Работая в детском саду №10, много общалась с логопедом Зоей Витальевной Ильиной, стаж которой сегодня 54 года! Надежда Сергеевна считает ее эталоном в профессии. Она как воспитатель приводила к ней своих деток, наблюдала за ее работой с детьми с заиканием.
И сегодня наша героиня продолжает учиться и применять новые методики коррекции речи. Она не приемлет использование на занятиях гаджетов: ведь во многом они и повинны в речевых проблемах современных детей. Зато указывает на важность казалось бы не имеющих отношения к речи упражнений. В этом году с помощью компании «Металлоинвест» в городе прошли курсы повышения квалификации логопедов. Там Надежда Азарова поняла, насколько важно ребенку не только развивать речевой аппарат или мелкую моторику, а уметь управлять телом.
— Я перестроила свою работу. Теперь даю нейроупражнения совместно с логопедической работой. Учимся держать равновесие, занимаемся на фитболе (большой мяч – ред.), ходим на ортоковриках. Мы занимаемся два месяца, и меня уже устраивает результат. Дети знают, где право и лево, стоят устойчиво на одной ноге. Это очень важно для развития обоих полушарий мозга, — убеждена логопед.Надежда Сергеевна сегодня признается, что осуществила свою детскую мечту. Когда ей было 12 лет, она находила свои старые тетради и исправляла ошибки – хотела стать учителем. Потом занималась с младшими братьями, помогала им выполнять домашние задания логопеда. Ей очень понравился процесс и результат.
— Я люблю свою работу! И ни разу не усомнилась в выборе профессии. И очень надеюсь, что и профессия не пожалеет, что выбрала меня, — говорит сегодня учитель-логопед Надежда Азарова.