













В Железногорске несколько лет действует мультипликационная студия воскресной школы Храма Воскресения Христова.
Наталья Терехова, руководитель студии:
— Мы хотим нетривиально рассказывать библейские истории, описывать исторические события, факты и образы так, чтобы они прошли через детей, затронули их. Чтобы это было их сопереживание, отношение. Ведь что такое вера? Когда у тебя Христос в центре жизни.
«Пчелка» недавно победила во всероссийском онлайн-фестивале уличных фильмов. А до этого были призы и грамоты лауреатов областных творческих состязаний, международных в Испании и Непале. Мультстудию воскресной школы Храма Воскресения Христова хорошо знают далеко за пределами Черноземья. Самым маленьким ее участникам 5-6 лет, старшим - 15-16. Каждое занятие для них - событие.
Недетские сюжеты
Сюжеты мультфильмов – притчи, предания, песнопения, стихи Пастернака, Окуджавы, Бродского. Ребята работают в разных техниках: перекладки, песочной и пластилиновой анимации, пикселяции, когда сами дети являются персонажами, «сыпучки» (с крупами), теневого театра.
На последнем занятии девчонки и мальчишки готовятся к новой творческой задаче. Они будут снимать фильм об одном российском императоре. Наталья Терехова объясняет, какой следует выбрать фон, показывает, как будут передвигаться по нарисованной реке корабли.
Мы рассматриваем каждую тему с разных ракурсов. Это развивает воображение, учит думать. Дети находятся как бы над историей, читают и рисуют ее всеохватно, - поясняет Наталья Терехова.
По ее словам, «Пчелка» - название, приехавшее с ней в Железногорск из Алдана (Якутия), где матушка была волонтером-реабилитологом в детском доме.
— Там мы имели дело с детьми, спасенными от сект. Просто рисовали, лепили, трудились с ребятами, разыгрывали сказки, делали коллажи. А здесь «Пчелка» стала мультипликационной студией. Появилось много рисунков, они были живые, с ними надо было как-то действовать. «Мир как подарок» - первая наша анимация, взявшая приз на престижном конкурсе, — вспоминает Наталья Терехова.
Без спонсоров и помощников
Мультстудия помогает детям развивать не только фантазию, но и моторику, координацию, учит ребят усидчивости и терпению.
Школьники и педагоги осваивают новые техники в процессе создания картин. У них нет дорогого оборудования, современных гаджетов. Все создается из подручного материала. Например, станок для песочной анимации сделал сам батюшка Владимир. Дети и взрослые придумывают и технологии, и сюжеты мультфильмов. Они не сочиняют тексты, а берут хорошие литературные произведения. Кстати, некоторые российские школы используют ленты «Пчелки» на уроках православной культуры.
— Если бы у меня была вторая жизнь, я бы обязательно пошла учиться на аниматора. А так приходится заниматься самодеятельностью. Придумывать, как увеличить карту, как совместить картинки, как использовать фон. Делаем все методом проб и ошибок, — продолжает Наталья Терехова.
Ребята и их наставники ищут альтернативу дорогостоящим графическим планшетам, которых они не имеют. Мультстудия нуждается в спонсорах, да где их взять...
«Воробьи» и «Орлята»
Творческие группы делятся по возрастам: «Воробьи», «Орлята», «Жаворонки», «Синички», «Пташки», «Журавлики».
И малыши, и подростки любят читать байки, истории, по которым будет сниматься картина, осваивать стилистику готовящейся работы. Озвучкой картин обычно занимаются дошколята. Они вносят в этот процесс свои нотки. Ребятам интересно экспериментировать со звуком - сжимать его, растягивать.
Вожатая Анна Скобцова рассказывает, что дети увлекаются съемкой не только мультиков, но и роликов.
— Я помогаю как оператор. У нас много анимации, связанной с использованием разных техник. Самые мои любимые фильмы – «Сны» по ветхозаветной тематике и «Седе Адам...» по песнопениям об Адаме, — признается Анна.
А Наталья Терехова замечает, что у нее самые любимые мультфильмы - последние. Это как у поэтов со стихами. Потом, на расстоянии, оцениваешь все иначе, видишь недостатки, учитываешь их в будущем.
— Мы не адаптируем мультфильмы под детей. Наоборот, дети подстраиваются под произведения. Многоплановость для ребят очень полезна. Они оценивают события с разных ракурсов, — считает Наталья.
Задачи для художников
Летом подростки, дошколята и их родители выезжают семьями на дачу. Там творческий процесс продолжается. Взрослые охотно участвуют в затеях своих детей - снимают фильмы, клипы, анимационные ленты.
Педагог Наталья Перевощикова любит, «когда в студии бьет фонтан идей, все что-то сочиняют, создают, спорят».
— Матушка Наталья ставит передо мной задачу, а я ищу способы ее решения. Работаю как художник. Это очень интересно, — уточняет Перевощикова.
На наших глазах дети зачитывают истории для будущего мультфильма, выбирают фон для картин. Кто-то из мальчишек рисует старинные корабли. Вот-вот и они оживут, поплывут по волнам.
— Образ главного героя надо рисовать благоговейно, но без пафоса, — произносит Наталья Терехова.
12-летний Назар Чичерин внимательно слушает педагогов. Ему нравится тема сюжета, которую «Пчелка» пока держит в секрете.
— Я участвовал в создании 3-4 мультфильмов. Мой любимый – «Хоккей». Это интересная командная работа. Было много занятных моментов. Последняя сцена с победителями сделана просто, но красиво. Новый мультфильм тоже, надеюсь, удастся, — считает Назар.
«Орлята» и «Воробьи» начинают вырезать фигурки персонажей очередной картины. Ее дети готовят к статусному всероссийскому конкурсу. В обсуждении ленты участвуют все: и большие, и маленькие участники «Пчелки». Это большая дружная команда, в которой царит атмосфера творчества.
— «Пчелка» - дом нашей души. Мы пускаем в него доброту, дружбу, взаимопонимание. И закрываем его от зла, грубости, лжи, лицемерия. Мы сами выбираем, каким он будет. Детям здесь уютно. Поэтому и мультфильмы у ребят получаются искренними, живыми, настоящими, — уверены взрослые.