Ансамбль «Новое искусство» под руководством выдающегося джазового пианиста Леонида Винцкевича и заслуженного артиста РФ, одного из ведущих виолончелистов нашего времени, преподавателя Московской консерватории, арт-директора виолончельного фестиваля «VIVACELLO» Бориса Андрианова создали грандиозный проект «Вокруг Малевича». Благодаря культурной платформе АРТ-ОКНО фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» проект увидели в Курске, Старом Осколе, Губкине и Железногорске.
Леонид Винцкевич, известный в мире джаза как музыкант-просветитель, легко и просто общался с залом, подготавливая людей к восприятию сложнейшей, но прекрасной музыки. Он рассказал, что Казимир Малевич более 10-ти лет жил в Курске. Женился, в курском костеле крестил своих детей. Многие его идеи родились на курской земле. Открытия Малевича по сей день влияют на изобразительное искусство, музыку, архитектуру. Часто мы даже не догадываемся об этом.
— Сегодняшний вечер – это поклон великому Мастеру, о котором мы впервые целую неделю говорим со сцены. Его искусство супрематизма появилось в начале XX века, когда родилась импровизационная музыка в Америке. Закончилась предметная история искусства, эмоции и чувства теперь можно выразить двумя мазками на холсте. То же и в музыке: автор и исполнитель – одно целое. Такую ценность дает джаз, — пояснил Леонид Винцкевич.На сцене – виолончелист Борис Андрианов, пианист Леонид Винцкевич и саксофонист и композитор Николай Винцкевич. Произведения Баха они исполнили в джазовом отражении. Зал ликовал, многие зрители не могли дождаться окончания мелодии и выкрикивали «Браво!» прямо в середине произведения. Инструменты с их необыкновенным звучанием, кажется, слились воедино с исполнителями. На экране – картины Малевича. Для искусства нет границ и времени.
Затем коллектив музыкантов пополнился ударником Вартаном Бабаяном, гитаристами Сергеем Винцкевичем и Александром Малаковским. Зазвучали стихи Малевича в исполнении актера Курского драмтеатра Александра Курицкого: «В новом чуде нет ни солнца, ни звезд – потух рай, рождается око нового начала». И родилась музыка Николая Винцкевича, зазвучала она торжествующее, по-новому решительно, полилась в зал, захватила зрителей. «Над городом ширится легенда мук. Схватишься за ноту – пальцы окровавишь! А музыкант не может вытащить рук из белых зубов разъяренных клавиш», - стихи Маяковского как нельзя ярче описали ощущения людей.
Далее выступил уникальный дуэт виолончелистов Анны Кошкиной и Бориса Андрианова. На каждом своем концерте они играют новую музыку. Для железногорцев звучали произведения французского композитора Жана Офенбаха. Но прежде один из зрителей спросил, какого века у музыкантов инструменты? Борис Андрианов ответил, что у Анны инструмент конца XIX века, а он арендует виолончель у государственной коллекции уникальных инструментов. Она создана в начале 20-х годов XX века, когда всех музыкантов «раскулачили». Виолончель сделана в 1740 году Домеником Монтаньяном в Венеции. В XIX веке этот инструмент принадлежал царской семье, и на нем играл великий князь Михаил – брат Николая I. Можно предположить, что все члены царской семьи дотрагивались до него. И железногорской публике представилась возможность услышать его звучание.
В финале звучала композиция Vive I`amour. Зрителям предложили подпеть музыкантам. Слились воедино поэзия, музыка, живопись.
— Да здравствует любовь! Все лучшее она несет с собой. Благодаря этому чувству рождаются великие картины, стихи, дети, музыка, — сказал Леонид Винцкевич.Заместитель директора КДЦ «Русь» Владимир Виноградов от всех железногорцев поблагодарил музыкантов за великолепный концерт, за то чудо и сказку, которую они подарили. А те, в свою очередь, пообещали приехать на следующий год и предложили , чтобы фестиваль памяти Малевича стал традицией на курской земле. Зал радостно зааплодировал.
— Я уже давно мечтала вживую послушать музыку Баха. И мечта сбылась, да еще в такой необыкновенной подаче. Я очень рада, что попала на такой концерт. Спасибо Алишеру Усманову, дирекции МГОКа, для нас это настоящий праздник, — поделилась впечатлениями Тамара Немешаева.
— Концерт феноменальный, удивительный. Общение с залом прекрасное, они располагают на восприятие сложного исполнения. Виолончель – это чудо. Как можно из инструмента такие божественные звуки извлекать! — сказала Жанна Воробьева.