В течение пяти дней город жил особой фееричной жизнью: с мастер-классами, спектаклями, встречами с актерами.
В последний день фестиваля, 30 сентября, во Дворце горняков развернулась экспозиция произведений курских мастеров народного промысла и декоративных изделий.
Специалист отдела традиционной культуры Курского дома творчества Роман Наретя провел интересную экскурсию. Начинается выставка с керамических изделий суджанских мастеров. Этот промысел появился 370 лет назад. В настоящее время в Судже действует центр народных промыслов, где по старинным рецептам выполняются различные изделия. Конечно, современные мастера создают и авторские работы. Суджанский промысел возродил народный мастер России Юрий Спесивцев в начале 90-х годов, к тому времени ремесло считалось почти угасшим. По остаткам посуды, найденной в раскопках, он воссоздавал образы.
Керамика расположилась на рушниках, выполненных мастерицами села Саморядово. Издревле там занимались ткачеством рушников и поясов. В саморядовском Доме творчества трудятся три народных мастера: Татьяна Косинова, Татьяна Богданчикова, Любовь Карачевцева. По старым мотивам они ткут узенькие пояски для мужчин, широкие - для женщин. Узоры традиционные: красно-белые или цветные.
Дальше разместилась глушковская посуда, выполненная народным мастером России Владимиром Холщовым. Там же гончарством занимается Анна Сазонова. А в селе Дроняево есть еще две женщины, овладевшие гончарным мастерством, Наталья Абакумова и Татьяна Алтухова. А наши предки говорили, что это не женское дело.
Завершила экспозицию деревянная авторская посуда пристенского Центра народной культуры. Большое внимание посетителей привлекли кожлянские игрушки-свистульки из глины. Собачки, кошечки, курочки, удод, конь с тремя головами, лягушки были представлены мастерицей Галиной Скобликовой, которая провела также мастер-класс по их изготовлению.
Галина приехала из Курчатова, недалеко от него находится село Кожля, в котором еще в 18 веке зародился народный промысел по изготовлению игрушки. Яркая, голосистая, характерная, она нисколько не уступает дымковской игрушке, хотя и менее известна. Издавна мастерицы смешивали два сорта глины: белую и желтую. Лепили путем вытягивания, не прикрепляя никаких дополнительных кусков. Во времена коллективизации 30-х годов селянам запретили брать глину и изготавливать из неё кукол на продажу. Но промысел не пропал. Истинные народные умельцы потихоньку ходили за материалом и продолжали делать игрушки. Правда, фигурки стали гораздо меньше по размеру, чем раньше. К таким великим искусницам относятся Ольга Дериглазова, Ульяна Ковкина и Валентина Ковкина. Женщин уже нет в живых, а их произведения остались. Многие находятся в музеях Санкт-Петербурга и Москвы, занесены в мировые каталоги народных промыслов, стали победителями многих конкурсов.
Елена Самохина провела мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы. В основе ее авторских работ лежат народные традиции.
Ораторскому мастерству учил актер Курского драматического театра им. Пушкина, ведущий курса по постановке голоса в школе «Образ» Михаил Тюленёв
На встречу с ним пришли юные железногорцы со своими преподавателями. Занятие было интересно тем, кто занимается театром, художественным словом, вокалом, но немало было ребят, которые просто пришли на встречу с интересным человеком. Михаил Тюленёв отметил, что изначально все дети имеют голос, но в течение жизни у них появляются определенные комплексы, и голос «забивается вниз». Чтобы сказать или спеть красиво, надо расслабиться. Тренировать голосовой аппарат необходимо. И постановка голоса – это дело не сосредоточения, а расслабления. Михаил показал несколько упражнений, какие необходимо выполнять, чтобы голос был свободным, сочным и красивым.
Обстановка на мастер-классе была дружеской, дети, не стесняясь, повторяли все за актером.
Голос Михаила известен многим курянам. Актер ведет Парад Победы. Но прежде всего он полюбился зрителям в театральных постановках: Александр Адуев в «Обыкновенной истории», Платон в пьесе «Правда хорошо, а счастье лучше», Молчалин в «Горе от ума» и многих других.
Замечательный мастер-класс по режиссуре провела заслуженная артистка России, режиссер, педагог Елена Гордеева.
На драматической сцене она уже более 30 лет. Сыграла свыше ста ролей, поставила пять спектаклей: два музыкальных для детей «Золушка» и «Три поросенка», «Лисистрата», моноспектакль «Оскар и розовая дама» с Ниной Полищук, читка-пьесы «Надежда Тэффи. О любви».
Мастер-класс получился живым, творческим. Его участниками стали железногорцы всех возрастов. Сначала выяснили, кто же такой режиссер, потом попробовали себя в роли сценаристов: придумывали истории о жизни неодушевленных предметов. Попытались их озвучить. Разделились на две команды и по очереди выполняли роли зрителей и специалистов по озвучке.
Потом посыпались вопросы детей:
- Как научиться озвучке?
- Легко. Возьми любой мультфильм, убери звук и попробуй говорить за персонажей. Вот и все. Можешь придумать свой текст, это будет интересно.
Елена Гордеева ответила на вопрос, какой первый спектакль она поставила в качестве режиссера и какой запомнила больше всего.
—В театре мой первый спектакль – это музыкальная сказка «Три поросенка». Мой муж Евгений играл там Наф-Нафа. Мы кое-что дописывали, чтобы интересно было смотреть и взрослым, и детям. Там много шуток, добра и позитива. Запоминаются мне все спектакли, потому что они все даются с большим трудом. Но самым дорогим я бы назвала моноспектакль «Оскар и розовая дама» Эмманнюэля Шмитта с Ниной Полищук. Несмотря на тяжелую тему, пьеса получилась светлая, смешная, местами был просто гомерический хохот. Я взялась за эту пьесу, потому что автор очень удивительно ее написал.
Вечером во Дворце горняков состоялся спектакль-читка пьесы «Надежда Тэффи. О любви», в котором Елена Гордеева выступила как режиссер и актриса. Зрителям очень понравилась эта необычная драматическая форма. Было много смеха, но были и трагические моменты. Выходя из зала, многие говорили о том, что хорошо бы дома попробовать поставить подобное, пригласить друзей, родных, наверняка получится интересно.