10 апреля в краеведческом музее Железногорска прошла встреча, посвященная Международному дню узника фашистских лагерей.
Научный сотрудник краеведческого музея Людмила Митяева рассказала ученикам 11 класса школы №7, что 11 апреля 1945 года был освобожден лагерь смерти Бухенвальд, где погибли и были сожжены в крематории 56 545 человек. Это в среднем составляет 20% от общего числа заключенных, переведенных в лагерь с момента его основания в 1937 году. Среди узников были евреи, граждане СССР, Австрии, Германии, Польши, Франции и других стран. Лагерь располагался на территории Германии, неподалеку от границы с Чехией. На его воротах висела надпись: «Каждому - свое». В апреле 1945 год, когда остатки фашистской армии теснили со всех сторон, комендатура лагеря приняла решение об эвакуации. Но 8 апреля лидеры Сопротивления подняли восстание и захватили большую часть концентрационного лагеря. Поляк Гвидон Дамазин и русский Константин Леонов передали радиограмму и попросили помощи у наступающих американцев, которые пришли только через три дня и освободили оставшуюся территорию лагеря. 11 апреля 1945 года был признан Международным днем узника фашистских лагерей
— Концентрационные лагеря были созданы фашистами на всей оккупированной территории. Через них прошли 18 миллионов человек, 11 миллионов погибли. Свидетелей тех страшных событий с каждым годом остается все меньше, до наших дней дожили малолетние узники, им сегодня больше 80 лет, — подчеркнула Людмила Митяева.Только в Железногорске насчитывалось 460 человек. Об этом сообщила присутствовавшая на встрече Надежда Коростелева, председатель железногорской организации «Несовершеннолетних узников фашистских концлагерей». Надежда Ивановна рассказала ребятам о том, что ей лично пришлось пережить в годы войны. В трехлетнем возрасте она попала в концентрационный лагерь в Озаричах и хорошо помнит, как фашисты неделями гнали людей пешком. И все это расстояние мама несла ее на руках, а рядом шли ее малолетние братья и сестра.
— В лагере кормили один раз в день очистками картофеля, утром и вечером давали жидкий кофе. Много людей умерло. Родители специально не выводили вшей у детей, чтобы их не забрали для опытов - фашисты брезговали. Так мы прожили в лагере два года и чудом выжили, — вспоминала Надежда Коростелева.А потом было освобождение, опять долгая пешая дорога домой, в белорусскую деревню, которая была сожжена фашистами за помощь населения партизанам.
Надежда Хрипунова, подполковник юстиции, рассказала учащимся о своем отце Алексее Степановиче Козлове. По словам Надежды Алексеевны, при жизни он мало рассказывал о годах, проведенных в фашистских лагерях. Подробности семья узнала из записанных им в тетради воспоминаний. Алексей Степанович попал в немецкий плен в 17 лет и сразу же решил бежать. Его ловили, били, отправляли в другой лагерь, но опять был побег. Обладая поистине героическим мужеством и упорством, Алексей Козлов не оставлял мысли вернуться домой в Россию. Последний раз после побега его перевели в Эбензее, вспомогательный лагерь концентрационного лагеря Маутхаузен, созданного СС для строительства туннелей с целью хранения вооружений. Заключенные таскали огромные камни. Через два месяца изнурительного труда силы не раз избитого Алексея Козлова иссякли.
— Отца вывели «на бочку». Трое фашистов чинили над ним казнь. Один держал голову, другой - ноги (туловище лежало на бочке), а третий наносил удары, через два удара переворачивали. Ему назначили 25 таких ударов - после пятого отец потерял сознание. Очнулся от дикого холода в окружении трупов, видимо, немцы подумали, что он скончался. Ночью дополз до барака. Заключенные подняли его на верхнюю полку, где он пролежал три дня, — рассказала Надежда Хрипунова.После освобождения из концлагеря Алексей Козлов пошел добровольцем на фронт. В послевоенные годы работал директором Рыльской школы. Последние годы жизни провел в Железногорске.
По мнению учащихся, которые в абсолютной тишине внимательно слушали выступающих, такие встречи нужны, чтобы не повторилось подобное зло. В конце встречи все присутствующие почтили память погибших узников минутой молчания.