Так рождался горно-обогатительный комбинат

галина лысова
1 из 3 изображений
Так рождался горно-обогатительный комбинат
© фото: из открытых источников
2 из 3 изображений
Так рождался горно-обогатительный комбинат
© фото: из открытых источников
3 из 3 изображений
Так рождался горно-обогатительный комбинат
© фото: из открытых источников

31 октября 1973 года на первой подочереди дробильно-обогатительного передела был выпущен первый железорудный концентрат. От этой даты можно отсчитывать производственную жизнь Михайловского ГОКа.

Благодаря архивным документам и воспоминаниям ветеранов сохранились сведения, как на восьмой фабричной секции был получен первый концентрат. Накануне, 30 октября, в мельницы строящегося корпуса дробильной фабрики были загружены шары. На конвейеры склада концентрата подано рабочее напряжение. Конвейеры опробованы в работе. «31 октября. Стройка живет ожиданием. Вот-вот должна была появиться вода. Тогда восьмая технологическая секция ожила бы. Впрочем, ожидание – не то слово.

— Людьми предпринимались героические усилия для того, чтобы приблизить этот час. В 16 часов на вахту заступила смена Николая Ворсина. В 20 часов 40 минут авария на водной магистрали ликвидирована, запущена первая мельница. В 21 час 20 минут был включен первый конвейер. Путь кварциту на мельницу был свободен, — рассказывает в книге «Это наша с тобой биография» Анатолий Колесников.
Волновались все: машинисты мельниц Алексей Головач, Григорий Соловьев, Николай Сафроненко. А в пролете сепарации волновались машинисты сепараторов Вера Опрышко и Вера Андреева. Если бы не ровный гул агрегатов, можно было бы сказать, что все замерло в ожидании сигнала «Пуск!» И вот этот сигнал прозвучал.

— Ура! Пошел! Есть первый концентрат!»
Но до этих победных криков было сделано невероятно много, и еще немало предстояло сделать. Железногорцы понимали, для чего нужно построить целый фабричный комплекс, создать новый промышленный гигант. Михайловский железорудный комбинат добывал и продрабливал на ДСФ богатую руду. Она была удобна для металлургов и без особой переработки, но запасов ее в нашем карьере было не так уж много. Зато неокисленных кварцитов, требующих серьезного обогащения и превращения в железорудный концентрат, в местной подземной кладовой практически неисчерпаемое количество. Гарантирует безгранично долгую работу горно-обогатительному предприятию. Именно поэтому строящийся МГОК должен был как можно быстрее принять бразды производства от МЖК.

Без преувеличения, почти весь город работал на эту грандиозную задачу. Плечом к плечу с нашими на ударной комсомольской стройке трудились болгарские строители. В местной газете «Ударный фронт» рубрика «На пусковых объектах ГОКа» в числе заглавных каждого номера, а в последний год к ней добавляется фраза «День за днем». Как по календарю, по этим публикациям город мог следить за развернутым строительным фронтом.

Наряду с ударными темпами строительства фабричных корпусов и их оборудования надо было также обеспечить к пуску фабрик рудное сырье для производства концентрата. Проектом предусматривалось, что в первый год рудник половину потребности покроет сделанными на карьерном складе запасами. Первые тысячи тонн туда заложили в 1971 году, с момента первого взрыва, отбившего 100 тысяч тонн неокисленных кварцитов, прошло более года. И вот, 21 марта 1972 года в кварцитном карьере взрывники отбили и разрыхлили еще 700 тысяч тонн. Горняки поторапливались, чтобы успеть к запуску фабрик. Вскрышные работы на этом направлении надо было вести также очень интенсивно.

И все-таки главные события разворачивались на еще недостроенном пусковом комплексе. Строители и монтажники, наверное, спиной чувствовали, как комбинат и город нетерпеливо ждут от них скорейшей сдачи объектов, монтажа технологического оборудования. Уже шел сентябрь 1973 года, а на объектах пускового комплекса еще было недоосвоено более полумиллиона рублей. К важнейшим работам, которые необходимо было выполнить в самом срочном порядке в сентябре на пусковом комплексе, отнесли закрытие корпуса и окончание работ по наружным теплосетям, внутренним системам отопления и запуску тепла. Без этого задача получения концентрата в ближайшее время была проблематичной. Несмотря ни на что октябрь был объявлен месяцем испытаний смонтированного оборудования и подготовки технологической линии восьмой секции к получению первого концентрата.

Формирование коллектива обогатителей началось задолго до сдачи фабрики в эксплуатацию. Многие из тех, кто потом обслуживал конвейеры и дробилки, пластинчатые питатели и краны, были непосредственными участниками монтажа, наладки, прокрутки оборудования. «Еще шли строительные и монтажные работы на объектах первой подочереди, а на фабрике уже развертывалось соревнование эксплуатационников за право выдать первую тонну концентрата. Этой чести тогда добилась смена Анатолия Волкова, а в смене – лучший машинист шаровых мельниц Юрий Дружинин. Уже в первые недели обогатители сумели довести содержание железа в концентрате до 63 процентов», - рассказывал ветеран В. Ламанов.

6 декабря 1973 года на Новолипецкий металлургический комбинат был отправлен первый эшелон железногорского концентрата. Перед новым предприятием теперь стояла непростая задача планомерно осваивать мощности. На 1974 год планировалось произвести и отправить металлургам страны 2,5 млн тонн концентрата.

21 декабря государственная комиссия подписала акт о приемке в эксплуатацию первого пускового комплекса Михайловского горно-обогатительного комбината.

А 23 декабря 1973 года во Дворце горняков состоялось торжественное собрание трудящихся, посвященное вводу в строй первой подочереди горно-обогатительного комбината мощностью 7,5 млн тонн концентрата. С большой победой коллектив треста «Курскрудстрой» телеграммой поздравил министр Минтяжстроя Н. Голдин. В 1973 году трест за эту работу был также награжден орденом «Знак почета».

Дело было сделано действительно великое. С тех первых тонн железорудного концентрата до нынешнего времени и на долгое будущее дробильно-обогатительный комплекс остается основным и самым крупным технологическим переделом Михайловского ГОКа.

Город продолжал расти и хорошеть, железногорцы жили насыщенной, интересной жизнью.

  • В 1971 году начались земляные работы на стройплощадках нового микрорайона №3. Как сообщил в газете «Ударный фронт» главный архитектор В. Базилевич, запланировано строительство пяти- и девятиэтажных домов, общая жилая площадь составит почти 46 тыс.кв. м., число жителей прогнозируется более пяти тысяч. Предусматривается школа и два детсада, магазины, библиотека и другие соцобъекты. Стройку решено осуществить за пару лет.
  • В 1972 году Железногорск праздновал свой юбилей – 15-й день рождения.
  • В юбилейном году началось строительство еще одного микрорайона - №9.
  • Город освоил новую продукцию – комбинат гофротары и этикеток приступил к выпуску цветных этикеток для консервированных продуктов и напитков. Эскизы готовили московские художники.
  • В городе был открыт стадион «Горняк». Он был построен железорудным комбинатом на средства, отчисляемые в фонд предприятия. Общая стоимость стадиона составляла около полумиллиона рублей.
  • Школьники города получили в том году хороший подарок – была выстроена школа №7.
  • В 1972 году, по данным архива центральной библиотечной системы, в Железногорске введены в строй два детских сада - №10 и №12, восемь жилых домов в пятом микрорайоне и семь в третьем микрорайоне. Образована новая улица – Гайдара.

Железногорск строил гигантский горно-обогатительный комбинат, а страна в это время шаг за шагом покоряла космос. На своих уровнях это были в чем-то сравнимые задачи. И может быть, неслучайно именно в эти годы космос стал ближе к нашему городу.

  • В День молодежи 27 июня 1971 года в гостях у железногорцев побывал прославленный летчик-космонавт, Герой Советского Союза Герман Титов. Ему рассказали о достижениях комсомольцев на строительстве горно-обогатительного комбината. На память о встрече горняки подарили Герману Титову шкатулку с образцами горных пород из Михайловского карьера.
  • А в начале августа 1971 года ученикам 3«В» класса школы №4 написал космонавт Алексей Елисеев. Вернее, герой космоса ответил на послание третьеклашек, в котором они сообщали ему, что полет экипажа космического корабля «Союз-10», в составе которого летал Елисеев, совпал с приемом их класса в пионеры. И новый пионерский отряд решил бороться за право носить имя славного космонавта. Алексей Станиславович попросил маленьких железногорцев всегда и во всем поступать так, чтобы ему не пришлось за них краснеть.    
  • И еще одно знаменательное совпадение. 18 декабря, когда в Железногорске готовилась к пуску первая подочередь горно-обогатительного комбината, в космический полет отправился корабль «Cоюз-13”. Экипажу в составе командира Петра Климука и бортинженера Валентина Лебедева предстояло провести технические и астрономические исследования и медико-биологические эксперименты. 26 декабря полет был успешно завершен. За время восьмидневного полета космонавтов в Железногорске успели 21 декабря ввести в строй первый пусковой комплекс фабрики МГОКа, а затем 24 декабря празднично отметить это событие.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

Связаться через:

Светлана Староста

Шеф-редактор газеты.

Ведет рубрики: Образование, Культура

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ