Сохраним память для потомков...

светлана староста
1 из 3 изображений
Эксгумация тел советских жителей села Веретенино Михайловского района, убитых в ходе карательной операции 15 октября 1942 г.
© фото: светлана староста, из архивов музея
2 из 3 изображений
Место захоронения мирных жителей, деревня Фокино Дмитриевского района.(1943 г.)
© фото: светлана староста, из архивов музея
3 из 3 изображений
Александр Балашов
© фото: светлана староста, из архивов музея

В середине октября исполнилось 80 лет оккупации Железногорского района. В 1941 году он включал в себя территорию Михайловского и западную часть Верхнелюбажского районов. 

На территории мемориального комплекса «Большой Дуб», где 79 лет назад казнили мирных жителей, состоялось памятное мероприятие «Курская Хатынь». В нем приняли участие представители администрации Железногорска, ветеранской организации, епископ Железногорский и Льговский Паисий, командир поискового отряда «Рубеж» Александр Балашов, сотрудники полиции. 

В ходе мероприятия научный сотрудник музея Анастасия Мальцева рассказала, как рано утром 17 октября 1942 года карательные отряды окружили поселок Большой Дуб. Всех его жителей выгнали на улицу и стали обыскивать дома. В каждом был найден свежевыпеченный хлеб. Приговор злодеев был коротким: уничтожить всех за связь с партизанами. В тот момент в поселке находилось 44 человека, из них 26 детей, пятеро младенцев.

«Они с детьми погнали матерей…»

В 1941 году о приближающемся противнике курянам сообщили заранее, но мало кто из мирных жителей отважился на эвакуацию. Машин не было, подвод не хватало, приходилось с детьми и тяжелыми поклажами двигаться пешком по осеннему бездорожью, в дождь и сильный ветер. Многие, не выдержав трудного пути, возвращались обратно. Но люди даже и представить не могли, какие ужасы им уготованы на родной земле.

Оккупанты сразу установили жесткие порядки. Отбирали продовольствие, истязали и убивали людей, жгли дома, сады, хозяйственные постройки. В страшных карательных операциях участвовали не только немцы. Было немало так называемых коллаборационистов: полицаев из числа местного населения, а также пришедших из других мест, дезертиров из Красной Армии. Недавно рассекреченные документы подтверждают, что зверствовали в наших местах и батальоны Каминского из Локотской республики, и венгерские группы, которые отличались особой жестокостью.

Вот, например, выдержка из доклада помощника начальника оперотдела И. Г. Хорошавина начальнику штаба воинской части №00130 А. П. Матвееву о деятельности партизанских отрядов Курской области под командованием И. К. Панченко по состоянию на 1 декабря

1942 г. под грифом «совершенно секретно»: «В период с 13 по 25 октября 1942 года противник производил жестокую расправу над местным населением сел, деревень и поселков, расположенных вокруг лесов. Немцы и их холуи из числа полиции расстреливали семьи партизан и других мирных жителей, сочувствующих партизанам. Грабили и увозили продукты, угоняли скот, жгли постройки с целью блокирования и лишения продовольственных баз партизанских отрядов. Вот несколько примеров зверства карательных отрядов. Деревня Рясник Михайловского района полностью сожжена. Фашисты расстреляли 39 мирных жителей (женщин, стариков и детей).

Поселок Медовый полностью сожжен. Несколько человек мирного населения расстреляно. Село Макаровка полностью сожжено. По неуточненным данным 8 человек сожжено живыми, 18 человек убито. По селу и у реки валяются трупы убитых женщин и детей. Полностью сожжено село Веретенино, поселки Опека и Боец».

17 октября 1942 года был сожжен не только поселок Большой Дуб, но и поселки Звезда и Веретенино. 19 октября были убиты 147 жителей поселка Холстинки, уцелели только двое: 16-летняя Нина Марычева и старик Боев. Газета «Курская правда» в 1943 году писала: «Жителей собрали в конюшню. Все не поместились в ней, остальных погнали в клуню (хозяйственная постройка для молотьбы и хранения хлеба). Когда все собрались, один немец поставил у дверей пулемет. Люди почуяли недоброе. Послышался крик, плач. Дети прятались за матерей. Тогда офицер махнул рукой, и раздались пулеметные очереди. Женщины и дети, обливаясь кровью, крича от боли, падали на землю. Когда все упали, немцы обложили гору убитых и раненых людей соломой и подожгли. 

Страшные стоны заживо горевших людей оглашали деревню. Раненые поднимались, стараясь убежать от огня, но немецкий пулеметчик пристреливал их. Только Нина Марычева, раненная в руку, с обгоревшим лицом незаметно выползла из клуни. Полуголая, она доползла до околицы и кинулась бежать. Старик Боев спрятался еще раньше и тоже остался жив. Нина Марычева, у которой сгорели мать и три сестры, после освобождения района написала через «Комсомольскую правду» своему брату Николаю Марычеву, бойцу Красной Армии, письмо с просьбой отомстить немцам».

Ранее, в сентябре 1942 года, немцы и полицаи полностью истребили население поселка Погорелый. О тех событиях рассказала одна из четырех случайно уцелевших жителей Варвара Капустина: «Я шла с правой стороны группы, которую окружили со всех сторон немцы. На руках у меня находился 6-летний сын Виктор, а рядом со мной шли четверо детей. Всего нас было около 70-80 женщин и маленьких детей. Когда нас довели до окраины поселка, раздалась команда: «В сторону». В это же время начали стрелять из пулеметов и автоматов. Сразу были убиты все мои дети, а я, раненная в правую ногу, потеряла сознание. Когда я очнулась, возле расстрелянных никого из карательного отряда не было. Я поднялась и пошла в лес».

Страшные расправы проводились в Дмитриевском районе. Он был захвачен фашистами в октябре 1941 года. Из донесения командира объединенных партизанских отрядов Курской области И. К. Панченко секретарю Курского обкома ВКП(б) И. Р. Попову мы узнаем, что по состоянию на ноябрь 1942 года сожжены поселки Н. Кубань, В. Кубань, Осиновский, Лобановский, Кудачки, Кругленький, Дерюгино, Осиновский, Подмойный, Чемерки, Западный, Северный, Восточный, Средний, Веселый, Образцовый, 2-й Средний, Зеленая Роща. Возле каждого сожженного поселка были выставлены доски с надписью «Мстим за саботаж германскому командованию и связь с партизанами».

Вот что писала газета «Курская правда» о зверствах в Дмитриевском районе: «Это было в сентябре. Потерпев неудачу в бою с партизанами, немецкая карательная экспедиция напала на мирных жителей пяти поселков: Образцового, Веселого, Северного, Западного и Восточного. Остервеневшие гитлеровцы, как псы, набросились на население. Сперва фашисты пошли по домам и выбрали оттуда все, что им понравилось. Затем они зажгли дома. Женщины, старики, дети стали выскакивать на улицу и спасать свое имущество. Немцы открыли по ним стрельбу.

Когда поселки запылали, гитлеровцы стали сгонять в одно место всех жителей. Собрав более тысячи человек, они всех погнали в Севский концентрационный лагерь. По дороге шли женщины с маленькими детьми, старики, старухи. Немцы били отстававших, нагло издевались над женщинами. Фашистские каратели захватили 17 жителей и объявили их партизанами. После страшных пыток все 17 человек были расстреляны, хотя никто из них в партизанских отрядах не состоял».

Абсурд или безумие?

На фоне этих страшных исторических событий настоящим безумием выглядит то, что происходит теперь на Украине. Буквально 14 октября нынешнего года в Киеве, недалеко от Бабьего Яра, где во время Великой

Отечественной войны убиты сотни тысяч человек, установили памятный крест коллаборационисту Степану Бандере, причастному к истреблению мирного населения в годы немецкой оккупации.

Организация украинских националистов под его руководством осуществляла этнические чистки поляков, русских, евреев и цыган на территории Украины, а также участвовала в совместных с вермахтом и СС антипартизанских операциях. Получается, что официальные власти страны поддерживают возвеличивание фашистского преступника. Можно представить, какой ужас и боль испытывают ветераны великой отечественной войны, проживающие на территории Украины.

«Рубеж» в поисках исторической правды

Действующая в нашем городе поисковая организация «Рубеж», которой руководит Александр Балашов, занимается поиском не только безымянных бойцов, но и мест захоронения мирных жителей. Дело это непростое. Только теперь начинают постепенно рассекречиваться документы о злодеяниях полицаев и немцев на оккупированных территориях, указываются места захоронения мирных жителей. Спустя годы местность сильно изменилась, там, где были когда-то захоронения, теперь проложены дороги, построены дома.

— Сейчас мы занимаемся поиском массового захоронения мирных жителей, расстрелянных в 1942 году в деревне Фокино Дмитриевского района. Информацию попросил проверить Следственный комитет Курской области. Администрация Фокинского сельсовета оказалась не в курсе этих событий. В Дмитриевском архиве также никаких сведений не сохранилось, — рассказал Александр Балашов.
Тогда поисковики обратились в краеведческий музей Дмитриева. И там нашлись фотографии 1943 года, сделанные как раз на месте захоронения людей. Отряд «Рубеж» выехал на место. Нашли позицию, с которой было сделано фото, благо, сохранилась сельская церковь и домик около нее. Но время сделало свое дело. Поле с бугорками могил застроено теперь частными домами.

В уникальной книге «Без срока давности», в 2020 году к 75-летию Великой Победы, Александр Балашов нашел сообщения о том, что в Фокино за кладбищем вдоль дороги расстреливали и хоронили мирных жителей. Приехали туда. Как раз был православный праздник, из местной старинной церкви выходили бабушки. Они спускались вдоль кладбища, где вели раскопки участники отряда «Рубеж». Одна из жительниц села обнадежила, мол, приедет сейчас дочка – председатель сельсовета – и поможет. Дочка рассказала, что в селе живет 90-летняя бабушка, в доброй памяти, она обязательно что-то знает.

Показали пожилой женщине фотографии. Она подтвердила факт расстрелов. Убитых хоронили вдоль дороги на Фокино. Но со временем дорога сдвинулась, поиски пока результатов не дали. Поисковики намерены продолжить их весной. А пока поработают с документами, архивными записями, побеседуют с населением.

— Мирные жители, пострадавшие от рук карателей в годы Великой Отечественной войны, – такие же герои, как и солдаты. Какие страшные пытки им пришлось пройти! Память об их великом терпении не должна уйти в небытие. Наш долг – восстанавливать события того времени, находить героев, рассказывать о них, создавать монументы, — подчеркнул Александр Балашов.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

Связаться через:

Светлана Староста

Шеф-редактор газеты.

Ведет рубрики: Образование, Культура

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ