Наблюдатель, летописец, хранитель

екатерина гладушина
1 из 3 изображений
Открытие краеведческого музея в здании на улице Ленина, 36/2. Ленточку перерезал глава администрации города Василий Коломоец.
© фото: из архива краеведческого музея
2 из 3 изображений
Губернатор А. Руцкой в музее
© фото: из архива краеведческого музея
3 из 3 изображений
Первый отзыв о музее геолога-первопроходца Вадима Ивановича Шамшурина
© фото: из архива краеведческого музея

В наших статьях к юбилею города мы часто используем материалы краеведческого музея. Пришла очередь поздравить с юбилеем уже его, 30 лет собирающего и бережно хранящего историю Железногорска и железногорцев.

Музей с нуля

Еще в 1969 году бюро горкома КПСС приняло решение о создании краеведческого музея в Железногорске. Ждать пришлось еще 23 года. Как рассказала первый директор музея Валентина Мордовская, работавшая в то время в музее партизанской славы «Большой Дуб», помог случай.

— Летом 1992 года у тогдашнего руководителя администрации города Василия Коломойца возле мемориала «Большой Дуб» сломалась машина. Пока водитель решал вопросы, он зашел в музей. Я, конечно, показала новинки нашей экспозиции. По окончании экскурсии Василий Васильевич спросил: «А почему у нас в городе до сих пор нет краеведческого музея? Завтра я вас жду с Надеждой Викторовной Киреевой». На тот момент Надежда Викторовна была начальником отдела культуры. И так все закрутилось, — вспоминает Валентина Мордовская.
Учреждению выделили помещение бывшей комнаты школьника на ул. Ленина, 36/2. После того как Валентина Григорьевна закончила оформление документации на здание, ей предложили должность директора. Конечно, у нее были сомнения, справится ли, но кто если не она? Еще школьницей впервые попав в музей в городе Дмитриев, она решила связать свою жизнь с этой профессией. Окончила Воронежский университет по специализации «музееведение», уже имела опыт работы. Создать музей с нуля непросто – нужно было одновременно и заявить о себе, и делать ремонт, и собирать фонды, и создавать экспозиционный план, и готовить экскурсии. Но как же это интересно! Знания и опыт первого директора позволили избежать многих подводных камней. Самое главное – была грамотно построена работа с людьми. Сотрудники музея общались с ветеранами МГОКа, Великой Отечественной войны, строителями, народными мастерами, художниками так, чтобы им потом захотелось вернуться в музей, внести свою лепту в летопись города. А посетители выставок, в свою очередь, могли дополнить экспозицию тем, что у них есть.

Начал собираться коллектив единомышленников. Старшим научным сотрудником музея стала Татьяна Моталыгина. Затем пришла Людмила Митяева, работавшая преподавателем истории и философии в горно-металлургическом техникуме.

— Музей открывался неподалеку от моего дома, там шел ремонт. Зашла, встретилась с Валентиной Григорьевной и Татьяной Григорьевной. Решила попробовать себя в новой профессии, это показалось мне очень близким, — рассказывает сегодня Людмила Дмитриевна.
Она открывает первую книгу поступлений: 2500 экспонатов. Практически все из них переданы заведующей музеем треста «Курскрудстрой» Анной Запорожец. Экспонат под номером один – газета «Ударный фронт» №16 от 1970 года. В ней статья «Они обгоняют время» о строительной бригаде Заболевича. Затем появились документы 65-й армии от музея школы №7, свои материалы принес геолог-первопроходец Павел Мирошник.

Предметы для зала этнографии передала Светлана Обыночная из музея при Трояновской школе. Коллекцию археологии помогали составлять и описывать коллеги из Курского музея археологии, а минералы – геологи Рудоуправления комбината. Был поднят огромный пласт информации, которую еще никто в регионе не собирал – о воинах-афганцах из Железногорска. Этим занималась Татьяна Моталыгина, хотя это было тяжело, в том числе психологически. Татьяна Григорьевна, экономист по образованию, собирала еще и историю предприятий города, работала с геологами. Историк Людмила Митяева занималась историей Великой Отечественной войны, археологией и фондами. Позже после окончания Орловского института культуры по специальности библиотекарь-библиограф в музей пришла Ирина Фомина и стала хранителем фондов. Художник Любовь Гаплевская организовывала выставочную деятельность. Первыми техническими работниками были Нина Гусенбекова с супругом. Затем пришли смотрителями Валентина Дюбова, Валентина Дерябина и Зоя Кузяева.

— Собирать фонды очень интересно: новые люди, новые знания. Но мало знать, нужно было глубоко окунаться в предмет изучения. Шла серьезная научно-исследовательская работа. Каждый занимался тем, что ему ближе, — вспоминает Людмила Митяева.
Первые посетители пришли в экспозиционные залы только в 1994 году. Но уже тогда стало ясно: места для фондов и экспозиции не хватает.

Второе рождение

К 1996 году сотрудники музея доказали: учреждение имеет высокий потенциал, и ему просто необходимо новое здание. Помещение бывшего кафе «Русский чай» на ул. Ленина по распоряжению Василия Коломойца было переведено в муниципальную собственность и передано краеведческому музею.

По сути, краеведческий музей создавался два раза. Для 90-х годов это было невероятно трудно. Городская власть подключила к ремонту нового здания организацию «ГОТЭК-строй».

— Мебель, стройматериалы город получал взаимозачетами. Но старались доставать все самое лучшее. Например, стены были отделаны дорогими жидкими обоями, которые до сих пор как новые. Линолеум, краски, двери – отбирали лучшие материалы, нужно отдать должное, — рассказывает смотритель музея Валентина Дюбова.
Заведующая научно-просветительским отделом Ирина Фомина подчеркивает, что музей создавался именно как музей, с учетом его особенностей. Например, были установлены специальные батареи, на которых можно было контролировать температуру – ведь хранение фондов требует определенных условий. Но при этом музей основную деятельность не прекращал.

— Валентина Григорьевна сказала: музей есть, значит, он должен работать. Мы проводили научно-методические конференции «На земле магнитной», лекции в школах, музейные уроки. Активизировать работу позволило открытие выставочного зала. Первая выставка состоялась 10 июня 1997 года, в честь добычи первого ковша руды. Потом продолжали работать над экспозиционными залами на втором этаже: воинской славы и памяти, этнографии, города, — перечисляет Ирина Фомина.
Железногорский музей довольно рано стал выходить за рамки города. В начале 2000-х годов сотрудники музея впервые выехали в Тольятти на биеннале. Смотрели, какие методики применяют коллеги из других городов, знакомились с проектами, экспонатами, инсталляциями. Ирина Фомина вспоминает, как полночи изучали и переписывали методические разработки коллег.

— Такие поездки сплачивают коллектив. Обмениваясь живыми впечатлениями, мы складывали единое представление о работе, становились единомышленниками. Теперь мы – одна команда, — уверена Ирина Алексеевна.
В 2002 году Железногорский краеведческий музей стал членом Союза музеев России.

Сотрудники музея ежегодно стали участвовать в различного уровня культурных форумах и фестивалях, в конкурсах и семинарах, с 2006 года – в работе Международного фестиваля «Интермузей». Тогда же руководителем учреждения стала Татьяна Моталыгина. Эти годы характеризуются признанием нашего музея на всероссийском уровне. Он становится победителем конкурса Союза музеев России «Музей в городе N…». В 2009 году экспозиция пополняется уникальным экспонатом – каролингским мечом X века, найденным в окрестностях слободы Михайловка. Но когда у сотрудников музея спрашиваешь, какой экспонат им особенно дорог, они отвечают: тот, за которым ты в данный момент «охотишься». Так, в прошлом году коллеги радовались редкой книге Егора Полянского, написанной о Железногорске и выпущенной в 60-х годах. А бывает нечаянная радость. Как письма фронтовика, недавно переданные музею его внучкой Людмилой Шабановой. На мероприятии присутствовали школьники.

— А после подошла к нашей гостье девочка, обняла ее и сказала: «Большое спасибо, что вы нам рассказали про своего дедушку, я своего тоже буду любить». Ее поступок всех ошарашил. Мы получили такую отдачу!, — с волнением вспоминает Людмила Митяева.

Сегодня и завтра

Фонды Железногорского краеведческого музея сегодня, 30 лет спустя, составляют уже свыше 42 тысяч единиц хранения. Каждый год организуются более 30 выставок, как в своих стенах, так и в других организациях города и даже области. Постоянная экспозиция музея сегодня представлена в четырех залах: истории города, природы, историко-этнографическом, воинской славы и памяти.

Даже два года пандемии дали толчок развитию новых форм. Стало больше выездных выставок, музей вышел на улицы: на День знаний, День города, большой отклик у горожан вызвали «Посиделки в этностиле».

Сегодня новые идеи и формы работы в музее внедряет его директор Марина Чернышева. Она считает, что пыль веков – это не про музейную работу.

— У Зинаиды Бонами есть книга «Как читать и понимать музей». Она пишет, что быть гибким и в то же время несгибаемым – эта та жизненная философия, которой стоило бы поучиться у музеев. Это единственное из учреждений культуры, которое по сути меняется постоянно. В процессе жизни мы отбираем предметы музейного значения и постоянно держим руку на пульсе, музей – наблюдатель, летописец, хранитель. Эта многослойность позволяет ему меняться вместе с меняющимся миром, — говорит Марина Евгеньевна.
Сегодня одной из задач краеведческого музея стало сохранение связи с потомками первых железногорцев. Дети, внуки первопроходцев разъехались по всему миру, и сотрудники музея разыскивают их.

— Это удивительное ощущение, что есть сообщество железногорцев. Они знают, что это их место силы, потому что здесь их корни. У нас в планах создание Клуба друзей музея. Тех, для кого наш город значит особенное, — делится планами Марина Чернышева.
Большой потенциал развития учреждения руководитель видит в участии в грантовых конкурсах. Это развивает профессиональные навыки, позиционирует музей, позволяет добиться целей и при этом получать финансирование.

То, что мы видим в музее – выставки, экскурсии – лишь верхушка айсберга. За этим стоит титанический труд – комплектование фондов, написание статей и изучение материала. Продолжается история Железногорска, растут и фонды музея. Его сотрудники мечтают о расширении помещения, варианты есть. Пожелаем им интересных открытий и исполнения профессиональных планов.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

Связаться через:

Екатерина Гладушина

Шеф-редактор газеты.

Связаться через:

Светлана Староста

Корреспондент.

Ведет рубрики: Образование, Культура

Связаться через:

Анна Бессарабова

Корреспондент.

Ведет рубрики: Социальная, Медицина.

Связаться через:

Светлана Романчикова

Корреспондент.

Ведёт рубрики: Потребитель, Социальная.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ