«Курский соловей»

Ирина Фомина, зав. научно-просветительским отделом музея
1 из 2 изображений
«Курский соловей»
© фото: краеведческий музей
2 из 2 изображений
«Курский соловей»
© фото: краеведческий музей

Надежда Васильевна Плевицкая, урожденная Винникова (1879-1940). Судьба уготовила «курскому соловью» судьбу непростую и полную контрастов. Были в ней и внимание самых высочайших поклонников, и звездный триумф, и тюремное заключение, и забвение.

Дочь простого мужика Курской губернии, Дёжка (так называла девочку мать) имела только два класса образования. Несколько лет несла послушание в монастыре, но, передумав постригаться в монахини, стала выступать в цирке, затем сменила несколько ресторанных хоров и танцевальных трупп. Жизнь закружилась в бурном водовороте: гастроли, города, первое замужество. И, наконец, уже под звучной фамилией мужа – Плевицкая – она устраивается в фешенебельный и престижный питерский ресторан «Яр», где через некоторое время ее пение было замечено и оценено по достоинству. В 1909 году устраивавший благотворительный концерт знаменитый оперный певец Леонид Собинов пригласил Надежду Васильевну спеть с ним на одной сцене.

 Успех был грандиозный. Неожиданно для себя Плевицкая стала звездой русской эстрады. В газетах и на афишах 1910-1917 годов ее имя печаталось огромными буквами. Билеты на выступления певицы продавались втридорога. Она срывает овации переполненных залов консерваторий и театров. Среди поклонников Плевицкой в это время Шаляпин, Клюев, Бенуа, Коненков, Станиславский, Собинов, Куприн...

Слава Надежды Васильевны в России была огромна. Ее голосом восторгались и великие князья, и простые рабочие, представители русской интеллигенции и военные. А. Бенуа писал: «Ее любили все, начиная с Государя и до последнего его подданного».

Всеобъемлющий успех привел Плевицкую в Царское Село. Надежду Васильевну не раз приглашали выступать перед императорской семьей. Сильнее всего ее талант проявлялся при исполнении русских народных и цыганских песен, городских романсов. Выбор песен был предоставлен ей самой, и она пела то, что было по душе – русские народные песни. Николаю II очень нравилось слушать их в исполнении Надежды Васильевны, он называл ее «курским соловьём».

О творчестве Плевицкой уже тогда велись споры. Несомненно одно - она была эталоном в исполнении народных песен в дореволюционной России. Благодаря ее таланту впервые стали массово исполняться «Дубинушка», «Есть на Волге утёс», «Из-за острова», «По диким степям Забайкалья», «Калинка»…

Однажды весной 1919 года на концерте Надежды Плевицкой побывала 13-летняя девочка, мечтающая о сцене - Клавдия Шульженко. Позднее она напишет: «Я ожидала увидеть ее в русском костюме, в народном костюме: сарафане, кокошнике и чуть ли не в лаптях. Такое представление сложилось после ее пластинок, а на сцену вышла стройная женщина в длинном сером с зеленым вечернем платье со шлейфом… Вот она запела – и все исчезло: и зал, и сцена, и сам театр, осталась только магия необыкновенного красивого грудного мягкого голоса, не сильного, но заставляющего внимать каждому его звуку. Никого лучше Плевицкой в жанре русской народной песни я не слышала». Вскоре вместе с остатками Белой армии Надежда Васильевна покинула страну, эмигрировав в Европу. Новая власть в 1920 го дах вычеркнула на долгие годы ее имя из всех музыковедческих изданий страны.

У Надежды Плевицкой впереди были два десятилетия скитаний по чужбине, концерты перед русской эмиграцией, гастроли в Америке. Но с годами тоска по России становилась сильнее. Певица умерла в 1940 году в тюрьме французского города Ренн.

В память о таланте Надежды Плевицкой на ее родине в с. Винниково был открыт музей (2009 г.) и установлен памятник (1998 г.) певице, покорившей курскими народными напевами Россию и Европу.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ