Пост – это весна духовная

светлана староста
1 из 1 изображений
Пост – это весна духовная
© фото: светлана староста

С 18 марта начался Великий пост – важное время для всех православных христиан. Читатели нашей газеты интересуются, как правильно провести его, на что обратить особое внимание, что нужно делать, чтобы подготовиться к главному христианскому празднику – Пасхе, Светлому Христову Воскресению? Эти вопросы мы переадресовали руководителю отдела религиозного образования Железногорской епархии, протоиерею Михаилу Цюркало, настоятелю Никольского храма сл. Михайловка.

«Учитесь властвовать собою»

Данный пост называется Великий не потому, что длится долго - 40 дней плюс страстная седмица, – а потому, что имеет великое значение для души человека. Святой Иоанн Златоуст - учитель церкви – говорил, что пост – пища для души, он «делает ее способной подниматься на высоту и помышлять о горнем, возвышает над удовольствиями и приятностями настоящей жизни». Это время, когда все свои силы нужно направить на воспитание сердца, заглянуть внутрь своей души. Там - источник добра и зла. От нас самих зависит, какими мы будем, к чему будем стремиться. Есть замечательная притча старца Паисия Святогорца о «Мухе и Пчеле». Муха и на самом прекрасном лугу отыщет навозную кучу и заберется туда, а пчелка, даже находясь на свалке, найдет цветок и соберет с него нектар. Так и люди. Кто-то и среди несправедливости и зла будет стремиться к светлому и прекрасному, а кто-то во всем будет видеть только пошлость и нечистоту, становясь только хуже и грязнее.

Отец Михаил подчеркивает, что пост призывает нас избавляться от гордыни и возвеличивания себя, мол, этот человек плохой, жадный, неблагодарный, а я вот какой хороший, щедрый, внимательный, ответственный. Если мы так будем относиться к людям, то вряд ли попадем к Богу. Гордым Господь противится, а смиренным дает благодать. В каждом человеке нужно видеть образ Божий, то есть воспринимать его, как равного себе. Поэтому в дни поста нужно вспоминать еще одну интересную притчу «О мытаре и фарисее». Два человека вошли в храм помолиться. Один – мытарь, другой – фарисей. Мытарь – сборщик податей. В обществе не любят таких, как он, презирают. Ведь собирая дань, он нередко позволял себе брать лишнее, доводя людей до разорения. А фарисеи держали обет, исполняли заповеди Божии, но молились чаще всего напоказ, демонстрируя свои положительные стороны. С этой целью любили раздавать милостыню. Вставали на перекрестке. На рукавах у них были бубенцы, которые звенели, когда они опускали руку для подаяния. И вот эти два человека молятся в храме. Мытарь, потупив глаза, просит Бога о прощении, он чувствует себя виноватым, ему искренне больно и мучительно. Только и повторяет:

- Буди милостив ко мне грешному.

А фарисей считает себя лучшим из лучших, праведным, благородным, молится и говорит:

- Господи, вот я какой хороший. Я не такой, как другие люди, не такой, как этот грешник мытарь.

Отец Михаил отмечает, что если мы хотим правильно поститься, то нам следует обратить на эту ситуацию внимание. Позволяем мы себе смотреть сверху вниз на других людей, считаем себя лучше их? Если так, то нужно скорее меняться, серьезно работать над собой, научиться видеть в людях хорошее, а больше искоренять свои недостатки, удалять их, как сухие ветки на деревьях и кустах. Такое сравнение использовал митрополит Антоний Сурожский. Он говорил:

- Суть Великого поста – это весна духовная. Это время, когда должны отпасть старые листья, срубленные и сухие ветки - все то, что тянет вниз, мешает развиваться духовно, отдаляет от Бога. В этот предпасхальный период нужно давать возможность прорастать в своем сердце добродетели.

Получается, что Великий пост – это некая секира, топор, который отсекает все плохое в человеке: зависть, гордыню, жадность, раздражение, ненависть, оставляя возможность росткам доброты и чистоты развиваться спокойно и благостно. Особенно важно в это время исповедоваться и причащаться.

«Щи да каша – пища наша»

Воздержание от пищи в Великий пост – это, своего рода, инструмент, с помощью которого можно очистить свою душу от всякого мусора и сорняков. Отказываясь от любимых мясных и молочных блюд, употребляя простую пищу, мы воспитываем волю, становимся сильнее духовно, можем противостоять многим соблазнам. Конечно, есть определенный устав воздержания от пищи в пост. Прежде всего, он касается людей, не живущих в миру, то есть отшельников, монахов. Имея огромную духовную силу, они строго соблюдают все правила, нередко ограничивая себя только хлебом и водой. Большинству из нас выдержать такое невозможно. Да и не нужно. Мы должны, конечно, стремиться к идеалу, но ограничивать себя по силам. У каждого крестик свой, как говорится. К тому же, простая еда: каша, постные щи, супы, тушеные овощи – полезна для организма. Приобщаясь к посту, мы улучшаем свое физическое здоровье.

«Одну молитву чудную твержу я наизусть…»

В период Великого поста нужно воздерживаться от увеселительных мероприятий, больше знакомиться с духовной литературой, читать молитвы. Отец Михаил обратил внимание, что через все дни Великого поста проходит одна чудесная молитва. В ней заключается вся суть поста. Молитва принадлежит богослову и поэту IV века, преподобному Ефрему Сирину:

- Господи и Владыко живота моего,

дух праздности, уныния, любоначалия

и празднословия не даждь ми,

Дух же целомудрия, смиренномудрия,

терпения и любве, даруй ми,

рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

В первые четыре дня поста читается удивительный по красоте и глубине Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Он носит огромный духовный смысл.

Чудо воскрешения

Сорокадневный пост завершается Лазаревой субботой. Иисус Христос прежде, чем взойти на крест, показал своим ученикам и другим людям, что Он есть истинный Бог и человек, что в его руках жизнь и смерть. Иисус Христос был другом Лазаря, часто останавливался в его доме. У Лазаря были две сестры – Марфа и Мария, с которыми Иисус также дружил, любил общаться с ними. Однажды, когда Иисус Христос находился в дальних краях, ему сообщили, что Лазарь серьезно болен. Но он не спешил к нему, знал, что воскресит его. Когда Иисус пришел, то уже прошло четыре дня, как Лазаря схоронили. Он попросил сестер отвести его к гробу. Дело в том, что раньше хоронили людей в пещерах, были такие семейные усыпальницы. Девушки стали его уговаривать не ходить, поскольку времени прошло достаточно, а жара стояла сильная. Помочь Лазарю уже было нельзя. Но Иисус настоял. Находясь рядом с пещерой, он воскликнул:

- Лазарь, выходи!

И тот появился пред всеми в белых развевающихся пеленах, в которых был похоронен, живой и невредимый. Дикий страх напал на людей. Они поняли, что перед ними сын Божий. Только он мог вырвать человека из лап смерти, из самых ее глубин. Кстати, после воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет, стал епископом в городе Китион. До чудесного случая люди после смерти сразу отправлялись в темное место, по сути, в ад. Теперь они поняли, что есть надежда на спасение.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

Связаться через:

Екатерина Радионова

Шеф-редактор газеты. Ведет рубрики: Безопасность, Социальная, Спорт. 

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ