Подростки в сетях

анна бессарабова
1 из 2 изображений
Подростки в сетях
© фото: из личного архива Любови Трутаевой и Ольги Юст
2 из 2 изображений
Подростки в сетях
© фото: из личного архива Любови Трутаевой и Ольги Юст

Ваш ребенок проводит все свободное время с компьютером или телефоном? Хорошо это или плохо? Как вернуть его в оффлайн – в реальную жизнь? Об этом «Железногорские новости» поговорили с опытными психологами Ольгой Юст и Любовью Трутаевой.

Есть какие-то исследования по теме «Подростки и социальные сети»? И существует ли на самом деле проблема или это выдумка суперстрогих взрослых?

Любовь Трутаева:

­ В прошлом году Фонд развития Интернета проводил исследование русскоязычной среды соцсетей. Выяснилось, что 80% детей и подростков России и СНГ считают себя постоянными пользователями социальных сетей.

Активное общение при помощи гаджетов начинается с 8 лет, когда ребенок еще не может здраво оценить риски и последствия своих действий в Интернете.

У каждого шестого тинейджера более 100 друзей в соцсетях, но далеко не все они являются друзьями в реальной жизни. Более 40% подростков встречаются со своими виртуальными приятелями очно. Большинство ребят не знает, с кем в действительности переписывается, 86% подростков имеют аккаунт ВКонтакте, 92% детей общаются в различных мессенджерах регулярно и почти круглосуточно.

Таковы цифры, которые подтверждают: проблема есть. И она беспокоит родителей.

Ольга Юст:

­Прежде чем мы заговорим о детской компьютерной зависимости, давайте обратим внимание на себя. Сколько времени мы, взрослые, проводим в виртуальном пространстве? Безусловно, мы «залипаем» в смартфонах, когда нам скучно, когда не хватает реальных событий или когда просто снимаем очередную сторис.

С подростками происходит то же самое. Для них опасность смартфонов и Интернета состоит в нарушении социализации. В возрасте 14 лет и старше для детей главными становятся друзья и отношения с ними. Социальные контакты выходят на первый план на целых семь лет. Но большая часть подрастающего поколения уходит в Интернет, который, конечно, не может заменить реальный мир. В силу возраста ребята не могут это понять.

Давайте сначала перечислим плюсы социальных сетей. Они ведь есть?

Любовь Трутаева:

­Конечно, есть. Соцсети дают детям возможность общаться со сверстниками из других городов, регионов, стран. Интернет полезен для дистанционного обучения и более плотной связи с учителями. Можно расширять кругозор, читать новинки художественной и учебной литературы. Дается простор для самовыражения – дети могут публиковать свои стихи, рассказы, петь, танцевать, делиться творчеством и мыслями в сетях. Существуют всевозможные онлайн­курсы для развития, сотрудничества, видеофильмы и аудиокниги. У нынешних подростков гораздо больше условий для самореализации, развития и взаимодействия с миром, чем когда­то было у их родителей.

А теперь о минусах. Чем соцсети вредны или опасны?

Ольга Юст:

­Мы, родители, не всегда догадываемся о существовании информационной гигиены. Не вся информация полезна. Поэтому в наши дни много обращений к психологам с фобиями, нарушением сна, сниженной самооценкой и разнообразными психологическими травмами у подростков в связи с отсутствием программ родительского контроля на гаджете школьника.

Любовь Трутаева:

­Минусы – недоразвитие социальных навыков, проблемы с памятью и концентрацией внимания, коммуникативными и эмоциональными сферами. Много скрытых угроз. Тот же информационный хлам. Не все, что пишут в Интернете, является истиной. А подростки всему верят и стараются повторять, копировать своих кумиров. От переизбытка информации у детей начинаются проблемы со сном. Меняется устная и письменная речь – стиль соцсетей переносится в обычную жизнь, игнорируются языковые правила, появляются новый сленг и поведенческие привычки.

Одна и самых серьезных скрытых угроз Интернета – кибербуллинг. Сейчас это очень развито. Те, кто раньше преследовал ровесников в школах, теперь прессингуют их в соцсетях. Родителям нужно быть внимательными еще и поэтому.

Можно ли назвать уход подростков в соцсети зависимостью?

Любовь Трутаева:

­Да. Причем есть три вида зависимости: игровая, сетевая и серфинг. Последняя – самая сложная, она вмещает в себя две предыдущие. Серфинг – это сидение в Интернете с утра до ночи, просмотр видеороликов, чтение лент, разглядывание фотографий.

Если родители стали замечать, что их ребенок много времени проводит в соцсетях, им надо честно ответить самим себе на вопрос: кто подростка приучил к гаджетам? Моя коллега Ольга уже об этом сказала. Если сын или дочь зависимы, значит, взрослые вовремя не заметили, не увидели проблему, не восприняли ее всерьез.

Часто молодые мамы и папы дают детям телефоны, чтобы отвлечь, развлечь. У меня одна знакомая, когда кормит свою малышку кашей, чтобы было проще, включает «Малышариков». По­другому дочка уже не кушает. Получается, мама сама ведет ребенка к будущей зависимости.

Что делать во избежание этой зависимости?

Любовь Трутаева:

­ Чтобы отучить подростка от соцсетей, надо совершить пять шагов: пересмотреть отношение ко всем гаджетам, попробовать найти им замену, больше времени общаться вживую, быть примером для младших, приучить сына или дочь к ответственности.

Ни в коем случае нельзя отбирать смартфоны, иначе вы станете для своих детей врагами. И такие перемены – большой стресс для ребенка. Нельзя кричать на него, ругать. Старайтесь держать себя в руках. Нужно определить время, которое можно проводить в Интернете. Для этого существуют специальные программы. Ко мне сейчас ходит девочка, которая скачала к себе на телефон как раз такую. Программа показывает: сегодня ты провела в Интернете семь часов: три часа в WhatsApp, два – в ВКонтакте, еще два – в YouTube. Перебор. Нужно сокращать эти «сеансы».

Родители должны знать, чем их ребенок занимается, на какие сайты, платформы, страницы заходит. Для этого тоже созданы специальные программы.

Ольга Юст:

­Нужно уделять больше времени ребенку, общаться с ним, демонстрировать, что вы на его стороне. Не игнорировать даже небольшие успехи ребенка, а подкреплять их позитивом. Давать положительное подкрепление даже авансом. Ограничивать время пользования гаджетами до разумных пределов, которые сбалансированно определяют родители. Включить протесты ребенка в «родительскую программу выдерживания»: без лишних эмоций, спокойно, твердо. Если с ребенком договориться сложно и ситуация выходит из­под контроля, то лучше обратиться к психологу.

Важно показывать личным примером, как можно получать удовольствие от реальной жизни. Если вы устанавливаете ограничения по времени, не забывайте, что эти же требования должны соблюдать и вы сами. Жесткие методы борьбы с зависимостью от гаджетов не помогут, а только оттолкнут ребенка от вас.

Ну и самое важное – общение, живое родительское общение. Поиграйте в их игры, поверьте, они не так уж плохи и даже интересны. Воспитывать подростка уже поздно. Повлиять – да, воспитать – нет.

Влияет ли Интернет на детей? ВЦИОМ провел опрос респондентов разного возраста по этой теме. В том, что соцсети не оказывают существенного влияния на подростков, уверены 54% участников исследования в возрасте от 14 до 17 лет. Тогда как люди старше 18 лет (58%) убеждены, что соцсети плохо влияют на тинейджеров. Подавляющее большинство школьников (98%) отметили, что пользуются Интернетом ежедневно, кроме того, 89% заходят в социальные сети практически каждый день. В отличие от подростков, лишь 69% взрослых ежедневно посещают Интернет, а 53% — соцсети. Как показывают недавние исследования, подростки действительно уязвимы. Социальные сети особенно отрицательно воздействуют на удовлетворенность жизнью у девочек 11-13 лет и у мальчиков 14-15 лет.


АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ