Если трудно – звони

анна бессарабова
1 из 1 изображений
Эксперт-психолог Ольга Новикова
© фото: анна бессарабова

В Центре социальной помощи семье и детям работает детский телефон доверия. Профессиональные педагоги-психологи рассказали, кто к ним обращается и с какими проблемами.

Детский телефон доверия 8-800-2000-122 появился в городе горняков в мае 2012 года. По словам директора Железногорского центра соцпомощи семье и детям Татьяны Литвиновой, звонки принимают два эксперта-психолога Ольга Новикова и Елена Головина. Только за первое полугодие 2022-го они ответили на 84 обращения, 25 из них – от подростков, остальные – от родителей.

— Мы с Еленой Головиной посменно принимаем звонки. Я работаю здесь уже четыре года. За помощью обращаются дети и взрослые: мамы, папы, бабушки, дедушки. Наша задача – психологически поддержать человека, дать полезный совет, — поясняет Ольга Александровна.
Педагоги-психологи отвечают в среднем на 5-7 звонков в день. Как говорит Ольга Новикова, глобальных проблем: жестокое обращение с детьми, суицид - в череде многочисленных вопросов нет. Железногорск в этом смысле благополучен. Или с такими ситуациями люди предпочитают звонить в Курск.

— Мы вспомогательный телефон доверия. Наша основная работа – с подопечными Центра социальной помощи семье и детям, — уточняет Ольга Новикова.
Ребята и взрослые звонят анонимно. Большинство обращающихся – подростки, нуждающиеся в рекомендациях людей с опытом.

— Главной темой июня был ЕГЭ. Как безболезненно и удачно его сдать? Поводы последних бесед - ссоры с одноклассниками, конфликты с учителями, расставание с любимой девушкой или с парнем. Дети ищут эмоциональную поддержку. Может, родители заняты, и подросткам не с кем поговорить? А взрослые звонят из-за трудностей во взаимоотношениях с супругами или с младшим поколением, — описывает рабочие моменты Ольга Новикова.
Она вспоминает разные ситуации из своей практики. Однажды, например, ее забросал вопросами мальчишка лет 10-11. Несколько раз звонил: «Пожалуйста, помогите. Я так хочу собаку, а мама с папой не хотят ее покупать. Твердят, что за ней некому будет ухаживать. Как им объяснить, что они ошибаются? Мне очень-очень надо, чтобы родители подарили щенка. Посоветуйте, как на них повлиять».

Ольга Александровна ему терпеливо растолковала: надо показать близким, что на тебя можно положиться, что ты ответственный и серьезный, «помогай в домашних делах, возьми на себя часть семейных обязанностей - ходи в магазин за продуктами, выноси мусор, делай уборку».

Через день-два паренек снова звонит: «Мама все-равно считает, что я не справлюсь. Ну как мне ее переубедить?!»

— Я его остановила: «Подожди. Не спеши. Такие вопросы быстро не решаются. Родители за тобой понаблюдают и примут решение. Может, ты слишком дорогую породу собак выбрал?», — говорит Ольга Новикова.
Утешила, обнадежила… Через две недели – новый звонок: «Ура! Мама и папа подарили мне пса. Я уже его кормлю и выгуливаю».

— Такой счастливый, довольный голос. У человека сбылась мечта. Столько раз слово «спасибо» повторил. Вроде бы пустяковое дело, но для этого мальчика все было всерьез, — замечает Ольга Александровна.
Другая ее «клиентка» - девочка 13 лет. Школьница пожаловалась, что педагог занижает ей оценки: «Учусь, стараюсь, но преподаватель ставит мне «тройки». А другим детям за точно такие же ответы – «пятерки». Несправедливо».

Ольга Новикова посоветовала ребенку подойти к классному руководителю и спросить, что делать. Если потребуется, можно побеседовать с учителем вместе с родителями.

— Была женщина, которая трижды звонила по похожему вопросу – проблемы с педагогом. Она думала, что мы разрешим ситуацию без ее участия. Я порекомендовала ей найти время, чтобы встретиться с преподавателем и руководством школы, выяснить, что, как и почему: «Трудности без вас не устранятся. Учителя в любом конфликте встают на сторону детей. Постарайтесь помочь своему ребенку», — передает смысл беседы психолог.
Незадолго до нашего визита в Центр соцпомощи на телефон доверия позвонила бабушка: «Моя дочь не хочет, чтобы внучка со мной общалась». Ольга Новикова долго объясняла пенсионерке, что в таком случае можно делать и чего нельзя.

Еще одна женщина хотела купить внуку дорогой планшет. Вот только родители мальчика категорически возражали.

— Спрашиваю у бабушки, зачем пятилетнему ребенку такой подарок? Аргумент: все дети во дворе бегают с недешевыми смартфонами. Малыш-де будет выделяться. Я предложила собеседнице подумать о плюсах и минусах своего поступка и только тогда принять решение. Подействовало, — делится маленькой победой Ольга Александровна.
Чаще всего ребята и взрослые звонят в мае-июле. Это пора экзаменов, каникул, совместных отпусков. Бывает подростки хулиганят.

— Буквально вчера звонили две девочки из санатория: «У нас скоро будет дискотека. Приходите». Я не растерялась: «Хорошо. Давайте адрес». Мигом положили трубку. Но такие шутки – редкость. Многим людям действительно необходима помощь, — рассказывает Ольга Новикова.
Она долго и подробно отвечает на каждое обращение. Терпеливо выслушивает собеседников. Осторожно задает вопросы, чтобы вникнуть в детали проблемы. Кому-то сложно помириться с родителями, кому-то тяжело из-за неразделенной первой любви, кому-то нелегко найти друзей-ровесников.

— Бывает, что, приходя домой, я продолжаю думать о прошедшем дне, о звонках и подростковых тревогах. Еще и еще раз прокручиваю ситуации. Как и чем я могу помочь? Что лучше говорить в аналогичных случаях? — признается Ольга Новикова.
Как сообщила Татьяна Литвинова, телефон 8-800-2000-122 известен всем горожанам. На него звонят люди, нуждающиеся в эффективных и своевременных советах.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

Связаться через:

Светлана Староста

Шеф-редактор газеты.

Ведет рубрики: Образование, Культура

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ