Большое испытание для маленьких

анна бессарабова
1 из 1 изображений
Большое испытание для маленьких
© фото: архив «ЖН»

Как подготовить малышей к детскому саду, а дошколят – к первому классу? Речь пойдет не о тетрадях, учебниках и форме, а о психологической адаптации ребят.

Наверняка многие родители слышали анекдот… Первое сентября. Семья ведет шестилетнего сына в начальную школу. Тот упирается и кричит: «11 лет?! За что?!». Мамы и папы знают и другие – невыдуманные – смешные истории о первоклашках. Одни дети засыпают прямо на уроках, положив голову на парту. Другие, не дожидаясь окончания занятий, собирают вещи и идут к выходу: «Всё! Я устал». Третьи, не посещавшие детсад и не признающие субординации, не воспринимают учителя как старшего, обращаются к нему на «ты».

У дошколят казусов еще больше. Чтобы их избежать, родителям надо заранее подготовиться к 1 сентября.

С помощью опытного педагога-психолога детского сада №18 Анжелики Пантюхиной мы выясним, что надо делать мамам и папам новичков-детсадовцев и первоклашек.

Адаптация дошколят

По мнению профессионала с 24-летним стажем, сначала самим взрослым надо понять, для чего они отдают ребенка в садик. Именно четкая мотивация придаст им уверенности, когда начнутся первые слёзы сына или дочки.

Адаптация должна быть постепенной. Сперва малышу достаточно двух часов, проведенных в группе. Затем, наблюдая за его поведением, можно увеличивать время пребывания ребенка среди сверстников.

Важно придумать ритуал прощания – например, обнимать сына или дочку со словами: «Ты уже повзрослел, ты самый любимый, ты мое солнышко». Можно взять любимую игрушку в группу.

— Постарайтесь приблизить домашний режим к детсадовскому. Научите ребёнка элементарным навыкам самообслуживания: есть ложкой, надевать штанишки, колготки и обувь. Утром не затягивайте расставание – прощайтесь легко и быстро. Но забирайте малыша из садика как можно раньше – ему важен контакт с вами. «Посватайте» ему воспитателя: расскажите, какой тот классный, замечательный, — советует взрослым Анжелика Пантюхина.
Не спрашивайте ребенка: «А завтра мы пойдем в детский сад?». Родитель не спрашивает. Он говорит утвердительно: «Воспитатели тебя ждут. Ты уже придумал, чем будешь заниматься?».

Утром всегда оставляйте 10-15 минут на неспешное пробуждение, чтобы не собирать малыша в нервном цейтноте.

Передав ребенка воспитателю, не ходите кругами под окнами детсада – дитя на бессознательном уровне почувствует ваши эмоции и беспокойство. Если есть необходимость грустить или плакать – не сдерживайте себя. Только не плачьте на глазах у сына или дочери. Лучше выберите для этого «жилетку» мужа.

Первые уроки

Есть у Анжелики Пантюхиной рекомендации и для родителей первоклашек.

Перед школой прежде всего нужно научить ребенка спокойно сидеть, слушать и слышать, правильно выполнять задания учителя. С этим будут сложности у детей, не привыкших к распорядку дошкольных учреждений.

Объясните ребенку, что нельзя вставать посреди урока и гулять по классу. Если необходимо что-то спросить – надо поднимать руку. Учителю предстоит немало усилий, чтобы удержать внимание первоклассников, потому что в этом возрасте еще преобладает непроизвольное внимание. Некоторые ученики ведут себя плохо для того, чтобы педагог уделил им особое внимание. На самом деле они показывают, что хотят взаимодействовать с учителем и классом, но не знают как.

Родители должны поддерживать своего ребенка, даже если он будет ошибаться. Наиболее значимое влияние на формирование детской самооценки оказывают близкие. В определенном смысле можно сказать, что ребенок оценивает себя так, как его оценивают окружающие, и прежде всего мама и папа. Для него одинаково вредны и отсутствие критики со стороны взрослых, и чрезмерная строгость…

Научите первоклашку узнавать свои вещи. Лучше, если его пеналы, тетради, книги будут аккуратно подписаны: фамилия, имя и класс. Тогда вероятность потери вещей будет сведена к минимуму. Можете поиграть с ребенком в игру «Собери портфель». На столе раскладывается много школьных и нешкольных вещей, а ваш сын или дочь должны правильно собрать рюкзак.

Добавьте своему первокласснику уверенности, поиграйте с ним в «знакомство», научите завязывать разговор с другими детьми. Обучите его первым фразам и послушайте, как он ими пользуется, разыграйте разные сценки, объясните, что другой ребёнок тоже немного стесняется и переживает.

Ваш сын или дочь должны помнить имена-отчества-фамилии мамы и папы, дату своего рождения и букву своего класса. Информации и передвижений по школе в первые дни будет много. Важно, чтобы новичок не терялся, мог всегда обратиться к взрослым за помощью. Поиграйте в сценки «Спроси у учителя!», «Подскажите, пожалуйста».

Надо ли давать первоклашкам сотовые телефоны? Это спорный вопрос.

— Вот вам конкретная ситуация. Племянница- крестница пошла в первый класс. Утром ее отводит мама, после уроков забирает бабушка. Это мы раньше, в детстве, ходили через светофоры-дворы-дороги одни, редко кого сопровождал взрослый. Сейчас другое время… После нескольких недель пребывания в школе племянница спросила у мамы, почему та не покупает ей телефон, ведь «почти у всех он есть, многие играют на переменах». Мама спокойно объяснила дочери, что телефон нужен для связи с родителями и бабушкой. Не для игр. А чтобы не потеряться, у нее на руке – умные часы. Красивые и практичные, — приводит пример Анжелика Пантюхина.
Если очень переживаете, купите ребенку обычный кнопочный телефон. Только научите им пользоваться и не звонить по каждой ерунде.

Поощряйте самостоятельность сына или дочери. Задача мам и пап – помочь активизировать интерес к предметам, выработать уверенность на случай неудач.

Ребенок ждет от родителей поддержки своих замыслов, адекватной оценки, которая говорит ему не только о правильности его действий, но и о том, что его помнят, замечают, понимают. Не дождавшись доброжелательной и внимательной оценки, ребенок начинает добиваться любой, даже отрицательной: с помощью лжи, хвастовства, проявлений раздражительности, капризности, строптивости. Он хочет утвердиться любым путем.

— Родители и другие взрослые формируют у детей личностные ценности, идеалы и эталоны, на которые следует равняться; намечают планы, которые необходимо выполнить; определяют стандарты выполнения тех или иных действий; называют общие и частные цели. Если они реалистичны и соответствуют возможностям ребенка, то достижение целей, реализация планов, соответствие стандартам способствуют формированию позитивного образа «я» и положительной самооценки. Если же цели и планы нереалистичны, стандарты и требования завышены, то неуспех приводит к потере веры в себя, — предупреждает Анжелика Пантюхина.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Полехина

Корреспондент.

Ведёт рубрики:
Социальная, История, Культура, Идеи для дома.

Связаться через:

Валентина Прокудина

Корреспондент. 

Ведёт рубрики: Общество, Культура, Актуально, Спорт, Потребитель.

Связаться через:

Светлана Романчикова

Корреспондент.

Ведёт рубрики: Потребитель, Происшествия, Социальная, Здоровье, Образование.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ