



В детских садах уже прошли выпускные. И вчерашние детсадовцы совсем скоро станут первоклашками. Чем же занять ребенка в эти летние месяцы перед школой? На что в первую очередь обратить внимание? Об этом мы спросили специалистов и обратились за советом к опытной маме.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №11 с углубленным изучением отдельных предметов Наталья Полетаева:
-
В оставшееся перед школой время научите будущего первоклассника самостоятельно одеваться и раздеваться, собирать вещи. Лучше всего потренироваться собирать портфель уже сейчас.
-
Начинайте соблюдать режим дня, иначе потом сделать это будет очень сложно.
-
Обратите внимание на физическую подготовку ребенка. Не надо заставлять его с утра до вечера корпеть над книгами, пусть он лучше тренирует мелкую моторику: лепит, собирает пазлы, лего и так далее.
-
Формируйте тягу к знаниям, теплое отношение к школе, чтобы юный ученик хотел туда ходить.
-
Уделите внимание безопасности. Для этого изучите вместе с будущим школьником надежный путь до места учебы и обратно. Заучите с ребенком адрес проживания, полные фамилии, имена и отчества его и родителей.
-
Очень важно научить ребенка слушать и слышать. Этим тоже нужно заняться заранее. Давайте своему дошкольнику небольшие поручения, постарайтесь сделать так, чтобы он выполнял их с первого или хотя бы со второго раза.
-
Научите общаться со сверстниками. Бывает так, что дети не посещали детский сад, следовательно контактировали в основном со взрослыми. Надо постараться показать им, как взаимодействовать с другими детьми. Например, чаще ходите на детские площадки.
-
Не рекомендую родителям самим учить детей письму. В школах учителя используют для этого проверенные методики. Если поставить руку не так, придется переучивать ребенка.
Психолог детского сада № 32 Татьяна Полухина:
— Нередко родители и окружающие перегружают будущего первоклассника чрезмерными ожиданиями и напутствиями, связанными с будущими школьными годами. Ребенок часто слышит фразы: «Ты должен получать хорошие оценки/всегда хорошо учиться/быть прилежным и послушным учеником/надо рано просыпаться/в школе тебя никто ждать не будет!».Завышенные родительские ожидания могут привести к большому стрессу. В связи с чем могут развиться комплексы, замкнутость в себе и неустойчивая самооценка. Поэтому в этот непростой период адаптации к новым условиям именно родители должны быть рядом и максимально поддерживать ребенка. Необходимо взять за правило: малыш может чегото не уметь и ошибаться – это абсолютно нормально. Будьте к нему снисходительны – он пришел учиться, а не сразу все знать. Ни в коем случае, особенно в первые месяцы учебного года, не давите на ребенка, не сравнивайте его с одноклассниками и хвалите за малейшие успехи, даже если у него систематически чтото не получается.
Чтобы повысить стрессоустойчивость первоклассника, психологи рекомендуют сделать упор на следующее:
-
Обеспечьте спокойную обстановку.
У родителей могут остаться негативные воспоминания, связанные со школой, но нужно постараться не транслировать такое отношение к образованию при ребенке. Он все чувствует и понимает. Напротив, замотивируйте его положительными рассказами о будущей учебе, привейте понимание, что знания – это фундамент жизни, дайте малышу спокойствие и уверенность в том, что его ждет.
-
С детства прививайте самостоятельность.
Постоянный контроль не приведет ни к чему хорошему, а может лишь травмировать ребенка. Приучайте его к самостоятельности, доверьте ему выполнение простых дел по дому. Когда в школе начнут задавать домашние задания, старайтесь помнить, что помощь в их выполнении необходима только тогда, когда малыш действительно нуждается в ней. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок мог получать оценки за свои, а не мамины или бабушкины знания. Помогайте только в крайнем случае, если ребенок действительно чегото не понимает.
-
Будьте на стороне своего ребенка.
Старайтесь находить золотую середину: слышать рекомендации учителей и выполнять их, но при этом не забывать об особенностях и интересах своего ребенка. В случае неоднозначной ситуации или неразрешенного школьного вопроса, сначала разберитесь и выслушайте малыша, старайтесь быть для него другом, чтобы он мог всегда рассчитывать на вас и вашу поддержку.
Многодетная мама Евгения Маркина:
— У меня две школьницы и две истории. Старшую дочку Лилю мы к школе начали готовить с пяти лет. Были в логопедической группе, но это не наш случай, мы вернулись в обычную. Самостоятельно посещали логопеда, невролога и весной перед школой три месяца ходили к репетитору. У нас не получилось ее научить читать. Репетитор за пять занятий научил. После выпускного мы дома читали и ставили руку. Со второй дочкой Викой было проще. В пять лет она уже в саду читала нянечке. Когда сформировали первый класс, наша учительница Анна Ивановна на собрании попросила родителей, чтобы не наседали на детей, которые еще не умеют читать. Сказала, что сама всему научит. И ведь, правда, научила. Слабых детей разрешила приводить в школу для подготовки. Она с ними занимается сверхурочно до сих пор. Проводит основные уроки, а после помогает детям с тем, что у них не получается. Ктото с математикой сидит, ктото с почерком.