Обладателем Гран-при Всероссийского конкурса «Художник и время», проходившим в Орловском государственном университете, стал руководитель студий изобразительного искусства «Забавушка» и «Эскиз» Дворца горняков КДЦ «Русь» Денис Гаврилейко.
Кроме того, трое преподавателей Железногорского художественного колледжа Валерий Васильев, Федор Проценко и Роман Игнатьев стали лауреатами III степени. Все четверо – члены Союза художников России.
В конкурсе приняли участие свыше 350 современных авторов из разных городов и регионов страны, свои работы прислали также художники из Узбекистана, Казахстана, Донецкой и Луганской народных республик.
Работа Дениса Гаврилейко «Разбитое зеркало истории» получила самую высокую оценку жюри.
Написана картина в 2015 году под влиянием событий на Украине.
— Переворот и возникшая враждебность к России вызвали у меня сильные эмоции. Как художник я не мог не откликнуться. С украинским народом нас исторически связывают семейные и родственные отношения. Во время Великой Отечественной войны мы были вместе сражались и одержали победу над фашизмом. И вот спустя годы бандеровцев провозгласили героями. Каково же нашим ветеранам, живущим там! Тяжело им видеть, что сделали их потомки с их Великой Победой, — поделился Денис Гаврилейко.В центре картины – ветеран войны. Его праздничный пиджак весь увешан орденами и медалями. В День Победы он хотел выйти, как раньше, на площадь, встретиться с однополчанами, вспомнить «битвы, где вместе рубились они», услышать искренние поздравления. Уже подхватил своей единственной рукой трость, но бессильно опустился на стул. Некуда идти: теперь он, как и другие ветераны, враг и оккупант. За спиной героя – огромное разбитое зеркало, символизирующее попытку переписать историю заново. Все полотно разделено на две части: слева – Майдан, справа – события путча у Белого дома в Москве в начале девяностых, когда окончательно развалился Советский Союз. Картина передает боль и переживания художника за судьбу Родины, за всех соотечественников.
Военная тема близка и дорога художнику. В минувшем году он стал лауреатом престижной Межрегиональной премии в области живописи «Прохоровское поле».
Патриотическое направление раскрывает в своем творчестве художник Федор Проценко. Для конкурса он выбрал серию графических работ, посвященных боям на Северном фасе Курской Дуги. В них принимал участие отец художника. Двадцать с лишним лет назад его не стало. А пока был герой войны, Федор Иванович неоднократно бывал с ним на местах сражений, из первых уст узнавал обо всем, что происходило тогда на фронте.
Три полотна выполнены в необычной технике – левкасе, которая используется и в иконописи. Как рассказал Федор Проценко, с помощью особых приспособлений, о которых обычно художники не рассказывают, достигается ощущение пространства. Первое полотно называется «Звон колокола». Уже 76 лет прошло, как закончилась война, а поисковики продолжают находить братские могилы. Появляются новые захоронения с именами героев. Над ними пролетают журавли, символизирующие души погибших. Вторая работа, «Полет ангела», изображает ангела, который молится за тех, кто держал здесь оборону во время войны. Третья картина погружает в трагическую обстановку. Пустынно на месте бывших боев, лишь танк одиноко стоит в поле. Он также появился недавно, сменив прежний обелиск «Артиллеристы».
В каждой из трех работ природа выступает действующим лицом, несет особую смысловую окраску.
Художник Роман Игнатьев выбрал для конкурса несколько своих пейзажей и сельский натюрморт, привлекший внимание жюри простой, душевной красотой, активными цветами и рефлексами.
— Картины я писал, находясь в отпуске у своих родителей в деревне Пристенского района Курской области. Я поставил себе задачу не уходить никуда за пределы двора. Трудился два месяца, написал много этюдов. И уже в конце отпуска случайно зашел в сарайчик, увидел на стене колоритный чеснок, кукурузу в большой миске – это зацепило. В голове сложился натюрморт, получилось некое обобщенное понимание деревенской жизни, — рассказал о своей работе Роман Игнатьев.Конкурс называется «Художник и время», что уже подразумевает неразрывную связь этих двух понятий. Только для каждого творца это взаимодействие проявляется по-своему. Романа Игнатьева интересует то, что происходит сейчас с деревней.
— Может быть, все эти изменения логичны, как-то обосновано ветшание и исчезновение наших деревень. Но мне больно смотреть, как место, где я родился и вырос, зарастает травой. Поэтому, когда наступает отпуск, я лечу туда, чтобы запечатлеть последние моменты того, что еще живо, оставить на память хотя бы себе. Вспомнить что-то из детства, добавить в настоящее, как будто оно не ушло. Сейчас свою малую родину считаю основной движущей силой творчества. Будь то натюрморт, пейзаж, или бытовая сцена.
Художник Валерий Васильев на суд жюри представил две жанровые картины и женский портрет с элементами пейзажа. На нем изображена жена художника. Во время прогулки по городскому парку героиня картины остановилась ненадолго, чтобы полюбоваться пробуждающейся природой, вдохнуть ее неповторимый аромат. Снег еще крепким пластом лежит между дубами, вода озера темна и холодна, небо слишком сумрачное и напряженное, но на душе у женщины весна. Белоснежное пальто, яркий румянец на щеках, красная роза в руках – все это контрастирует с окружающим миром. Картина очень чувственная, таинственная, не случайно она привлекла внимание жюри.
— Конкурс замечательный, его, разумеется необходимо проводить. Работы опытных, профессиональных художников выставляются в университете, с ними знакомятся студенты, преподаватели, гости и жители города. Это важно в образовательном плане и обогащает духовно, — отметил Валерий Васильев и подчеркнул, что железногорские художники показали достойный уровень, вызвали самые высокие оценки жюри и посетителей выставки.