В Железногорске вспоминают Льва Постникова

светлана староста
1 из 28 изображений
В Железногорске вспоминают Льва Постникова
© фото: светлана староста, архив семьи постниковых
2 из 28 изображений
В год приезда в Железногорск
© фото: светлана староста, архив семьи постниковых
3 из 28 изображений
В Железногорске вспоминают Льва Постникова
© фото: светлана староста, архив семьи постниковых
4 из 28 изображений
Пейзажи Льва Постникова
© фото: светлана староста, архив семьи постниковых
5 из 28 изображений
В Железногорске вспоминают Льва Постникова
© фото: светлана староста, архив семьи постниковых
6 из 28 изображений
Здание курского железнодорожного вокзала
© фото: светлана староста, архив семьи постниковых
7 из 28 изображений
Барельеф Льва Постникова на здании вокзала (в центре)
© фото: светлана староста, архив семьи постниковых
8 из 28 изображений
В Железногорске вспоминают Льва Постникова
© фото: светлана староста, архив семьи постниковых
9 из 28 изображений
Памятник партизанке Вале Дикановой в Михайловке
© фото: светлана староста, архив семьи постниковых
10 из 28 изображений
С преподавателями и студентами Железногорского художественного училища (80-е годы)
© фото: светлана староста, архив семьи постниковых
11 из 28 изображений
В Железногорске вспоминают Льва Постникова
© фото: светлана староста, архив семьи постниковых
12 из 28 изображений
В Железногорске вспоминают Льва Постникова
© фото: светлана староста, архив семьи постниковых
13 из 28 изображений
В Железногорске вспоминают Льва Постникова
© фото: светлана староста, архив семьи постниковых
14 из 28 изображений
В Железногорске вспоминают Льва Постникова
© фото: светлана староста, архив семьи постниковых
15 из 28 изображений
В Железногорске вспоминают Льва Постникова
© фото: светлана староста, архив семьи постниковых
16 из 28 изображений
Памятник чернобыльцам в Железногорске
© фото: светлана староста, архив семьи постниковых
17 из 28 изображений
В Железногорске вспоминают Льва Постникова
© фото: светлана староста, архив семьи постниковых
18 из 28 изображений
В Железногорске вспоминают Льва Постникова
© фото: светлана староста, архив семьи постниковых
19 из 28 изображений
В Железногорске вспоминают Льва Постникова
© фото: светлана староста, архив семьи постниковых
20 из 28 изображений
В Железногорске вспоминают Льва Постникова
© фото: светлана староста, архив семьи постниковых
21 из 28 изображений
В Железногорске вспоминают Льва Постникова
© фото: светлана староста, архив семьи постниковых
22 из 28 изображений
В Железногорске вспоминают Льва Постникова
© фото: светлана староста, архив семьи постниковых
23 из 28 изображений
В Железногорске вспоминают Льва Постникова
© фото: светлана староста, архив семьи постниковых
24 из 28 изображений
В Железногорске вспоминают Льва Постникова
© фото: светлана староста, архив семьи постниковых
25 из 28 изображений
Бюст матери Ольги Михайловны
© фото: светлана староста, архив семьи постниковых
26 из 28 изображений
Мастерская Льва Постникова в Железногорске
© фото: светлана староста, архив семьи постниковых
27 из 28 изображений
В Железногорске вспоминают Льва Постникова
© фото: светлана староста, архив семьи постниковых
28 из 28 изображений
Памятная табличка на здании мастерской, сделанная учениками Льва Постникова
© фото: светлана староста, архив семьи постниковых

Сорок дней назад ушел из жизни талантливый скульптор, замечательный человек, преподаватель художественного колледжа, член Союза художников России Лев Постников.

С большим уважением и любовью рассказывают о нем ученики, коллеги, родные.

Летнее утро постепенно переходило в полдень. Жара усиливалась. Лев Никонорович искал подходящее место для пленэра. Молодежь с этюдниками за плечами изнывала. А преподаватель все ходил и ходил. Искал какой-то ракурс, особенный пейзаж. Вдруг он остановился, посмотрел на ярко-голубое небо с низкими шапками белых облаков и сказал: «Все. Будем писать облака».

Место, где рождаются шедевры

В мастерской Льва Постникова сегодня непривычно тихо. Стоят молчаливо его творения: портреты-бюсты известных художников, музыкантов, писателей, простых тружеников, беспечных студентов. Бюст мамы у окна. А вот неоконченная работа – Дмитрий Хворостовский, творчество которого он любил и ценил. На стенах – сюжетные барельефы, керамические картины. В шкафу за холщовой шторой – небольшие скульптуры из бронзы, дерева, гипса.

— Его небольшие скульптурные формы – вещи поистине уникальные. Ювелирная работа. У каждой свой характер и душа. Редко кто так может. Лев Никонорович владел многими, очень тяжелыми для скульптора техниками. Работал в металле, в гипсе, в мраморе. Достигал совершенства в создании больших, монументальных скульптур, — рассказал друг и коллега Постникова, член Союза художников РФ, преподаватель художественного колледжа Федор Проценко.
Мастерскую скульптор Постников обустроил себе сам из старого полуразрушенного помещения возле бывшего художественного училища. Надстроил второй этаж с четырьмя большими окнами, чтобы там всегда было много солнца, света и небесной синевы. Сюда приходили его коллеги, друзья, студенты. Он показывал им свои работы, делился планами.

Военное детство

Лев Постников родился 27 августа 1939 года в Туле в семье военнослужащего. Его родители Никонор Иванович и Ольга Михайловна родом из Советского района Курской области. По службе отец переезжал из одного города в другой, и семья следовала за ним. Война застала их во Львове. В то время этот город принадлежал Польше. Отец ушел воевать, а Лева с мамой, дождавшись освобождения Курской области, переехали в родные места, поселились в селе Расховец. В 1944 году Никонор Иванович погиб.

У мальчика рано проявились художественные способности. Он постоянно что-то рисовал: деревья, животных, людей, тучи, радугу, солнце. Школьный учитель заметил талант ребенка и стал с ним заниматься. Однажды случилась беда. Лев, играя с друзьями, нашел снаряд, который взорвался, оторвав ребенку палец на правой руке.

После школы юноша окончил сельскохозяйственный техникум, два года проработал слесарем-техником в совхозе. А в 1964 году поступил в Курский пединститут на художественно-графический факультет. Тут и началась для Льва Постникова новая жизнь, наполненная творчеством. И любовью.

«Они студентами были, они друг друга любили…»

Вера приехала в Курск из Украины, чтобы стать художником, как ее отец. Учеба на худграфе была ей по душе. Девушке все удавалось: рисунок, акварель, гуашь, натюрморт, портрет, пейзаж, графика. Однажды среди студентов встретила Льва. Редкое имя, внимательный, добрый взгляд. Он учился двумя курсами ниже, хотя был на четыре года старше. Молодых людей притянуло как магнитом. Они стали неразлучны и вскоре решили пожениться. Вера была тогда уже на последнем курсе. По распределению ее направляли в Сибирь преподавателем художественного училища. Но Лев пошел в комиссию, сообщил, что они женятся, и влюбленных разлучать не стали. Нашли Вере место в Охочевке, недалеко от Курска.

Сыграли веселую студенческую свадьбу. Через два года, в 1969 году, Лев окончил институт, и они с женой отправились в Воронежскую область в районный городок Бутурлиновку. Стали вместе работать в художественном училище.

— Готовили там не только будущих художников, но и преподавателей черчения и рисования. Желающих получить эту профессию было немало: до 90 человек на курсе доходило. Работа была творческая, интересная, — вспоминает Вера Геннадьевна.
У молодой пары родился сын Юрий, а через пять лет дочь Валентина. Однажды приехали Постниковы в Курск к друзьям-однокурсникам, узнали, что в Железногорске открывается художественное училище, нужны преподаватели, которых обязательно обеспечат квартирой. Обком профсоюза работников культуры сделал им вызов, и семья благополучно переехала на новое место. Через двадцать дней получили новую четырехкомнатную квартиру.

«Не просто преподаватели, а родные люди…»

Был сентябрь 1976 года. Вступительные экзамены в училище уже прошли, набрали 45 студентов. Льва Никоноровича назначили завучем, а Веру Геннадьевну преподавателем и председателем профкома. Коллектив был дружным, сплоченным. Постниковы с радостью окунулись в работу. Прежде всего стали формировать материальную базу: надо же учебный процесс начинать, а ничего нет. Съездили в Москву, Ленинград, купили материал для драпировки. Что-то нашли в местных магазинах и КБО. Приносили из дома различные предметы, вазы, кувшины, статуэтки. Студенты также не оставались в стороне.

Вскоре семья Постниковых переехала в собственный дом в поселке «Генеральский». Стали жить по соседству с директором училища Владимиром Фатеевым. Просторный дом, участок и огород рядом, свежий воздух, природа. Новые апартаменты понравились и взрослым, и детям.

— Мы с мужем жили хорошо, с любовью. Ссорились редко. А если и случалось какое-то недопонимание, то на следующий день об этом забывали. Иногда муж мирился на работе. Он же завучем был, приходил ко мне на урок. Потом обсуждение было, незаметно об обидах и забывали, — рассказала Вера Геннадьевна.
Супруга с первого дня поняла, что ее муж – человек особенный, глубоко одаренный, ему нужны условия для творчества, спокойная атмосфера дома. В какой-то мере она жертвовала собой, ведь тоже любила рисовать. И у нее получались прекрасные картины. Однако заниматься этим было уже некогда. Дом, дети, работа – все женщина взяла на себя.

— Нам хорошо было вдвоем. Мы же оба художники. Видим и чувствуем одинаково. Вот надвигается гроза. Люди вокруг сетуют: сейчас опять ливанет. А мы любуемся красотой неба. Какой у него редкий предгрозовой цвет, оттенок. Надо успеть поймать момент, другого такого уже не будет, — отмечает Вера Геннадьевна.
Дети Постниковых – Валя и Юрий – также получили художественное образование. И хотя потом выбрали другие направления, особое восприятие мира у них осталось. Юрий стал музыкантом, играл на бас-гитаре в коллективах Леонида Агутина, Владимира Преснякова, позднее с успехом выступал в группе «Марс атакует». Дочь Валентина вспомнила историю, связанную с поступлением в институт:

— Едем с папой в Курск подавать документы на факультет иностранных языков, а он мне говорит: «Ты, конечно, решай сама, но, если захочешь, то любой иностранный язык выучишь и без вуза, а чтобы стать художником, надо учиться. Зато как это прекрасно: увидишь красоту и нарисуешь». 
Валя послушала совет отца и поступила на худграф. И никогда потом об этом не жалела. Всегда убеждалась, что папа говорил правильные вещи. Он не давил, не навязывал, просто рассказывал что-нибудь, приводил примеры.

— Для меня не просто солнышко встает. Я каждое утро вижу, как пробуждается природа, что в ней меняется. Это от папы. Он очень мудрый человек был, наблюдательный, — отмечает Валентина.
Это черту характера подметили и друзья Льва Никоноровича.

— Вдумчивый педагог был. Умел наблюдать. Как, например, студент обращается со своими вещами, как он точит карандаш. По каким-то неуловимым деталям мог сказать – получится из него художник или нет, — рассказал Федор Проценко.
Он всегда чувствовал ответственность за студентов, относился к ним по-отечески.

— Лев Никонорович был моим преподавателем, моим завучем. Я помню, какой он был строгий и требовательный, но я ему за это до сих пор благодарен. Он учил нас правильному отношению к работе, учебе. Зима. Опаздываю на занятие. Лев Никонорович стоит с лопатой у входа. Приходилось весь урок чистить снег. Он так учил нас дисциплине. Но это было по-доброму, по-семейному. Супруги Постниковы были для нас не просто преподавателями, они были родными. Мы вместе отмечали праздники, выезжали на природу, — рассказывает член Союза художников РФ, преподаватель художественного колледжа Валерий Васильев.
Коллеги вспоминают, как Лев Никонорович организовывал для студентов пленэры. Приглашал в Железногорск известных художников, деятелей искусств из Москвы и других городов. Он был знаком с ними лично, его уважали и всегда шли навстречу. Получался обмен опытом, бесценный для будущих профессионалов.

Своим коллегам он советовал внимательнее относиться к работам студентов:

— В них найдется идея, ход какой-нибудь интересный, который может натолкнуть на создание чего-то своего. 
Вспоминает Федор Проценко:

— Мы называли его «наш патриарх». За мудрость, душевную щедрость, за благородство. Сколько у него было работы! Но он всегда находил время для других. Писал рецензии на наши произведения, составлял рекомендации, чтобы мы могли получать категории, организовывал выставки. Он постоянно нас тормошил: «Ребята, пишите, творите. Еще чуть-чуть, и мы эту высоту возьмем», имея в виду участие во Всемирном конкурсе изобразительного искусства. В остальных-то он уже был неизменным победителем. 

Наследие мастера

Его работы высоко ценились на конкурсах разного уровня.

— Там серьезные художники участвуют, скульпторы. Выставляется очень много работ и живописи, и в скульптуре. И Лев Никонорович проходил через это «сито», — говорят его друзья.
В его работах было истинное чувство, страдание, глубина, и это не могло не волновать. Он любил реализм, эпоху Возрождения, абстракционизм. Любил интеллектуальное искусство. Он первым освоил литье. Стал выполнять небольшие фигурки из бронзы. Вот, например, всеми любимая его работа «Ветер». Человек остановился под сильными порывами, одной рукой держит шляпу, другой прижимает полы пальто. Ему холодно и одиноко, но он терпит, преодолевая. А вот механизатор «Михеич». Телогрейка, картуз, кирзовые сапоги, руки в карманах. Сколько в этой спокойной фигуре силы, крепости духа, цельности.

Лев Никонорович был всегда в хорошей физической форме, занимался гирями. Ему это позволяло осуществлять немало творческих задумок. Прежде всего это памятники. Они находятся в Курске, Орле, Железногорске, Железногорском и Дмитриевском районах. На фронтоне железнодорожного вокзала в Курске есть произведение нашего земляка. Когда здание реставрировали, скульпторам и художниками предложили поучаствовать в оформлении. Состоялся розыгрыш тем. Льву Никоноровичу досталась фигура учительницы. Он создал образ молодой девушки с указкой и книгой в руках. Она больше похожа на преподавательницу начальных классов, скромную и добрую. С земли фигуры кажутся маленькими, но на самом деле они достигают четырех метров. 

В Орле вместе с другом, скульптором Валентином Чухаркиным наш герой выполнил немало памятников, которые украшают сейчас парки и улицы старинного города. Был он дружен также с известным скульптором Вячеславом Клыковым. Они были земляки и однокашники, близкие по духу люди.

Много работ посвящено теме Великой Отечественной войны. Так, на месте захоронения фронтовиков в Новоандросово установлен выполненный им замечательный монумент. Ветки дуба символизируют мужество и стойкость погибших солдат. Благодарны земляки за его памятник Вале Дикановой в слободе Михайловке. Создавая образ бесстрашной партизанки, он стремился добиться полного сходства с героиней. Скульптор встречался с ее родными, изучал документы, воспоминания очевидцев, фотографии. В итоге получился проникновенный и реалистичный образ. Там же, в Михайловке, Лев Постников вместе со своим товарищем Анатолием Киреевым реставрировали памятник жертвам фашизма, который перенесли к местной школе еще в 50-е годы. Практически все пришлось выполнять с нуля, ведь дожди и снега разрушили его основную часть.

К 30-летию чернобыльской трагедии Лев Постников создал памятник, установленный в Железногорске рядом с Аллеей семьи, где всегда много людей. В конкурсе участвовало немало художников, но работа Льва Никоноровича победила. Он создал немало эскизов, прежде чем нашел тот единственный образ. Фигура ликвидатора создана с натуры. Одной ногой человек наступает на камень, чуть приподнимается и подается вперед. Создается впечатление, что перед нами живой человек. Он закрывает лицо рукой, защищается, но бессилен перед страшной стихией. Однако его подвиг не напрасен: борясь с огнем, он все же защищает человечество от напасти. Этот памятник напоминает нам, что ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС – настоящие герои нашего времени.

— Железногорску невероятно повезло, что в нем жил и творил такой замечательный скульптор. Он оставил людям в наследство большое количество прекрасных работ, которыми мы гордимся. Он был настоящий сподвижник. И его жизнь – пример для всех, — считают его друзья и коллеги.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ