«Мы станем лучше»: железногорцы с актерами обсудили фильм Кончаловского

светлана староста
1 из 18 изображений
«Мы станем лучше»: железногорцы с актерами обсудили фильм Кончаловского
© фото: светлана староста
2 из 18 изображений
«Мы станем лучше»: железногорцы с актерами обсудили фильм Кончаловского
© фото: светлана староста
3 из 18 изображений
«Мы станем лучше»: железногорцы с актерами обсудили фильм Кончаловского
© фото: светлана староста
4 из 18 изображений
«Мы станем лучше»: железногорцы с актерами обсудили фильм Кончаловского
© фото: светлана староста
5 из 18 изображений
«Мы станем лучше»: железногорцы с актерами обсудили фильм Кончаловского
© фото: светлана староста
6 из 18 изображений
«Мы станем лучше»: железногорцы с актерами обсудили фильм Кончаловского
© фото: светлана староста
7 из 18 изображений
«Мы станем лучше»: железногорцы с актерами обсудили фильм Кончаловского
© фото: светлана староста
8 из 18 изображений
«Мы станем лучше»: железногорцы с актерами обсудили фильм Кончаловского
© фото: светлана староста
9 из 18 изображений
«Мы станем лучше»: железногорцы с актерами обсудили фильм Кончаловского
© фото: светлана староста
10 из 18 изображений
«Мы станем лучше»: железногорцы с актерами обсудили фильм Кончаловского
© фото: светлана староста
11 из 18 изображений
«Мы станем лучше»: железногорцы с актерами обсудили фильм Кончаловского
© фото: светлана староста
12 из 18 изображений
«Мы станем лучше»: железногорцы с актерами обсудили фильм Кончаловского
© фото: светлана староста
13 из 18 изображений
«Мы станем лучше»: железногорцы с актерами обсудили фильм Кончаловского
© фото: светлана староста
14 из 18 изображений
«Мы станем лучше»: железногорцы с актерами обсудили фильм Кончаловского
© фото: светлана староста
15 из 18 изображений
«Мы станем лучше»: железногорцы с актерами обсудили фильм Кончаловского
© фото: светлана староста
16 из 18 изображений
«Мы станем лучше»: железногорцы с актерами обсудили фильм Кончаловского
© фото: светлана староста
17 из 18 изображений
«Мы станем лучше»: железногорцы с актерами обсудили фильм Кончаловского
© фото: светлана староста
18 из 18 изображений
«Мы станем лучше»: железногорцы с актерами обсудили фильм Кончаловского
© фото: светлана староста

19 августа в кинотеатре «Русь» состоялся благотворительный показ фильма Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!», организованный фондом Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт».

После просмотра киноленты зрителей ожидал сюрприз: на встречу с ними приехали актеры, сыгравшие главные роли. Железногорцы обрадовались возможности познакомиться с актерами, задать вопросы.

Фильм «Дорогие товарищи!» снят Андреем Кончаловским в 2020 году, хотя задуман еще в 1999-м. Финансировал съемки Алишер Усманов. Как сообщил актер Андрей Гусев, для мецената было неважно, принесет ли отдачу фильм. Ведь многие произведения получают признание спустя годы.

Фильм «Дорогие товарищи!» рассказывает о событиях 1962 года, долгое время засекреченных органами госбезопасности. В советском городе Новочеркасске Ростовской области бастуют рабочие главного городского завода, недовольные ростом цен на основные продукты питания и понижением зарплаты. Когда к забастовке присоединяются другие предприятий, правительственная комиссия решает ввести в город армию и расстрелять недовольных.

Страшные события подаются зрителю через образ главной героини Людмилы (актриса Юлия Высоцкая), работницы парткома. Ярая сталинистка живет с 18-летней дочерью и пенсионером-отцом. В начале фильма она уверена: был бы Сталин жив – такого не было бы. Людмила прошла почти всю войну, имеет боевые награды. Любимый мужчина погиб на фронте, но от мимолетного романа осталась дочь Светка, надежда и отрада.

В фильме мать и дочь оказываются по разным сторонам баррикад. Режиссер создает вполне реальный образ партийного работника той поры. Людмила проявляет идейность и активность на партийных собраниях, но при этом получает дефицитные продукты с заднего крыльца магазина, пока народ бьется в очередях за кефиром и спичками. Является любовницей своего руководителя, первого секретаря горкома партии.

В душе Людмилы происходит перерождение, катарсис, после того как у нее на глазах расстреливают людей. Зрители оказываются с ней в гуще толпы, убегающей от пуль, в морге, в больнице, на кладбище. В страхе за дочь, Людмила обращается к Богу. Среди ужаса и крови возникает образ Богородицы. Отец героини, старый воин-казак, достает из чемодана икону Казанской Божьей Матери и ставит ее на видное место.

Внутренне Людмила принимает решение порвать с партией. Рядом с Людмилой оказывается работник органов безопасности Виктор, готовый ей помочь. Дочь, которую героиня считает погибшей, приходит домой. Обняв Свету, Людмила шепчет слова благодарности Господу и повторяет одну и ту же фразу: «Мы станем лучше».

Когда в зале зажегся свет, московские актеры Андрей Гусев, сыгравший Виктора, и Юлия Бурова, исполнившая роль дочери Светки, вышли к железногорцам. Им громко аплодировали, кричали слова благодарности. Посыпались вопросы.

- Слышала, что в фильме было много непрофессиональных актеров. Они из Новочеркасска? Как вы работали с ними? Что они помнят о тех событиях?

На вопрос ответила Юлия Бурова, которая снималась с местным жителем Сергеем Эрлишем, сыгравшим дедушку Светки.

- Я сама из тех мест, но события в Новочеркасске стали для меня новостью. Я о них узнала, только прочитав пробы. В нашем краю молодому поколению ничего не рассказывали. Режиссер Андрей Кончаловский специально приехал в Новочеркасск, чтобы снять людей, отдать дань памяти. С Сергеем Эрлишем мы два часа ходили и разговаривали. Он рассказал мне обо всем. Безусловно, он личность очень глубокая и многогранная. Живя там во время съемок, мы пережили ту боль. Для нас большая честь участвовать в этом фильме.

Андрей Гусев дополнил:

– Помимо Новочеркасска, этот фильм снимали в Москве, потому что площади перед атаманским дворцом уже нет, там разбит сквер в память погибших. Для сделали макет дворца в натуральную величину, декорации установили в Лужниках. Но люди, участвовавшие в массовых сценах, отбирались именно из тех краев.

- Как вам работалось с таким большим режиссером, как Андрей Сергеевич?

Андрей Гусев:

- Для меня эта роль в кино не была первой, но стала большим событием. Я работал с Кончаловским до этого только в театре. В Московском театре мюзикла, где я работаю, он ставил рок-оперу Артемьева «Преступление и наказание». Однажды после репетиции Андрей Сергеевич сказал, что пожелал бы меня снять. Я подумал, что это шутка. Но нет, он слово сдержал. Команда Кончаловского – это такой слаженный организм. Отношения с этим – такие ценные, он так располагает к себе, что чувствуешь себя спокойно и свободно. Кончаловский прислушивается к мнению артиста. Отношения с его стороны были отеческие, я не чувствовал никакого давления. Наоборот, была постоянная помощь.

Юля на момент съемок еще была студенткой:

- Для меня это первая работа в кино. Андрей Сергеевич – это мой мастер. Я окончила его курс в ГИТИСе. Будучи еще студенткой, я играла в театре Моссовета в спектаклях Кончаловского «Трилогия» и «Вишневый сад». С этого года я в труппе. Когда меня пригласили на пробы, было непонятно: почему я? Я себя не увидела в материале. Но меня утвердили. На первых пробах сразу была Юлия Высоцкая. Обычно так не бывает. В первый же день мне поменяли текст, и тогда же снимали сцена в ванной, где я была обнажённой. Но я не думала ни о чем, лишь бы запомнить слова. Вот такой безумный день. Андрей Сергеевич поддерживал. Был как папа для нас. Только хвалит, или на ухо что-то тебе скажет, и сразу все получается. Безусловно, это великий мастер. Было ощущение, что в квартире мы одни, хотя вокруг было очень много камер.

- Что поменялось в вас после того, как вы снялись в этом фильме?

Андрей Гусев:

- События в Новочеркасске происходили до моего рождения. В Советском Союзе это была государственная тайна. Но мои родители знали. Я родом из Воронежа. А эти края достаточно близкие. Помню, мы ехали на поезде к морю через Новочеркасск, и шепотом родители рассказали, что здесь произошло. Но мы не копали эту тему. Когда я ознакомился со сценарием, понял, о чем речь. Изучил материал подробно в Интернете. Да, меня фильм перевернул.

- Сейчас время продюсерского кино. Снимают быстро, лишь бы отбить деньги. Фильмы слабые, их не хочется смотреть. Почему так происходит?

Андрей Гусев:

- Хорошие фильмы все же есть. На досуге я смотрю их и удивляюсь. Просто их не так агрессивно рекламируют. «Дорогие товарищи!» - это фильм о проявлении доброты в совершенно кошмарных условиях. Как-то на своей странице в Инстаграм Кончаловский привел фразу философа Лао-Цзы: старайтесь, когда возможно, быть добрее, а это возможно всегда. Вы всегда можете быть добрым человеком, независимо от того, что с вами происходит.

В фильме Кончаловскому нужно было создать некую документальность. Поэтому картина черно-белая. И формат кадра 4 на 3, чтобы зрители могли домыслить, что происходит за ним. Съемка одновременно велась шестью камерами. А главное событие на площади - девятью.

Сцена на берегу Дона, когда купают коней деревенские мальчишки, выбрана не случайно. Место, выбранное в начале, не устраивало режиссера, потому что солнце заходило с другой стороны. И оператор Андрей Найденов поехал в ночь, пока все спали, нашел какую-то излучину на Дону, все проверил. Утром съемочная группа выехала на новое место. И в одном кадре сосредоточилось все: купание коней и машина героев. В команде Кончаловского работают удивительные люди.

- А были смешные случаи на площадке?

Андрей Гусев:

- Да, конечно. Когда молодые люди приехали купать коней, им велели подойти к костюмеру. Он их спрашивает:

- Вы кто?

- Мы голые мальчики.

- Ну и идите тогда на площадку, какой вам костюм еще нужен.

- Ваш фильм замечательный. А как вам наш город Железногорск?

- К сожалению, мы приехали только несколько часов назад, и не успели посмотреть его. Но главная площадь у вас красивая. Побывали также в карьере. Я впервые видел, как этот механизм работает. За ним можно наблюдать часами. Нас еле оттуда увезли. Гул там свой, особенный. Фантастика. У вас можно снимать фантастические картины.

- Вы приехали из Москвы. Как думаете, насколько важно, чтобы к нам в глубинку приходили такие образцы искусства?

- Я этим занимаюсь в принципе всю жизнь. Еще когда жил в Воронеже и работал в филармонии, часто с коллективом ездил по разным городам. Считаю, что люди не должны быть обделены культурой. Маленькие клубы в небольших городах должны заполняться и работать, потому что это важно. Наша Россия огромна. Когда приезжаешь в другие города, люди так благодарны. Мы испытываем такие эмоции прекрасные. Даже за такие переживания стоит ездить. С этим фильмом мы уже побывали в Старом Осколе, Губкине, сегодня вот у вас в Железногорске, скоро отправимся в Новотроицк.

Железногорцы делились впечатлениями.

Елена Заякина, детский сад №22:

— Попали случайно, проходили мимо. Увидели афишу. Ранее я уже читала об этом фильме. Впечатления просто прекрасные. Мастер есть мастер. Сама история такая живая, жизненная. 
Елена Кудрявцева, детский сад №22:

— Меня впечатлил момент, когда герои едут с кладбища, и женщина начинает петь. Мурашки по коже. Для меня эта сцена необыкновенная. Потрясла. 

АВТОРЫ
Связаться через:

Екатерина Гладушина

Шеф-редактор сетевого издания

Связаться через:

Анна Бессарабова

Корреспондент.
Ведет рубрики: Социальная, Медицина. 

Связаться через:

Светлана Староста

Корреспондент
Ведет рубрики: Образование, Культура

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ