Молоко, хлеб и смартфоны

никита бессарабов
1 из 1 изображений
Молоко, хлеб и смартфоны
© фото: архив «ЖН»

Владельцы и администраторы железногорских магазинов рассказали, на чем во время карантина горожане вынуждены экономить и что продолжают покупать.

Экономисты и социологи считают, что с начала борьбы с пандемией коронавируса россияне стали меньше тратить денег, стараются экономить. Эта тенденция наблюдается по всей стране. Железногорск не исключение. Как изменилось поведение местных покупателей, анализируют специалисты.

Продукты

Коммерческий директор ООО «Фарт» Дмитрий Филиппов говорит, как в современных условиях существенно изменилась продуктовая потребительская корзина:

— Люди начали серьезно экономить. Самые востребованные продукты питания – это молоко и хлеб. И берут их там, где они дешевле. В наших торговых точках спрос упал на алкоголь, причем существенно – на 40%. И в целом наблюдается падение розничных продаж на 30-40%. В основном покупают продукты первой необходимости. 
Если раньше человек мог позволить себе добавить в корзину буженину, колбасу, кондитерские изделия, то сейчас это в массе своей прекратилось – средний чек упал.

Одежда и обувь

Работница одного из пунктов доставки сети Wildberries Евгения Тукай наблюдает, что в результате сложившейся эпидемиологической ситуации количество поступающих в магазин доставок уменьшилось. Девушка считает, что это вызвано изменением способа оплаты. Раньше можно было рассчитаться за товар в магазине. Теперь надо платить заранее. Люди в принципе опасаются расплачиваться карточкой в интернет-ресурсах.

— А заказывать продолжают обыкновенные вещи, которые всем необходимы: обувь и одежду. Все магазины одежды в городе сейчас недоступны, а мы имеем право работать и реализовывать такие товары. Поэтому спрос есть. Люди берут сезонные вещи: пальто, тренчи, кроссовки, ботинки… 
По словам Евгении, в магазине выросло количество возвратов. Раньше, приобретая вещь, покупатель мог ее примерить. Сейчас это запрещено. Можно только рассмотреть товар на кассе, а о том, подошел он или не подошел вам, узнаете только дома.

— Но в целом покупают все равно достаточно. А нам работать стало даже немного проще, потому что очередей сейчас не бывает. 

Техника

Заместитель директора магазина электроники «Эльдорадо» Евгений Полников рассказал, что поток людей в зале все равно не кончается. Люди есть всегда.

— Но в целом покупают все равно достаточно. А нам работать стало даже немного проще, потому что очередей сейчас не бывает.Однако если сравнивать с прошлым годом, число покупателей уменьшилось в два раза. В 2019 году в магазин каждый день заходили по тысяче-полторы посетителей, сейчас – человек 600-700. Но при этом очень многие стали заказывать товары на дом – количество доставок выросло на треть. 
По словам Евгения, смартфоны, ноутбуки – основное, что сейчас берут. Он считает, что это связано с новыми форматами удаленной работы, дистанционного обучения. Из-за коронавируса, режима самоизоляции люди работают и учатся на дому, и для этого им нужна более качественная, функциональная техника.

Еще пользуются спросом телевизоры. Тоже понятно: сидишь дома, делать нечего – хочется что-нибудь посмотреть в хорошем качестве, на большом экране. Приставки игровые покупают. Но это в основном молодые люди. Бытовую технику берут не слишком активно - только в том случае, если старая сломалась.

Товары для дома

Директор магазина «Порядок» Марина Кечемайкина объяснила, что трафик покупателей в магазине снизился значительно – почти в два раза. Компания несет потери, потому что люди стараются ходить в магазины реже - придерживаются карантина.

— Сейчас спросом пользуются товары для сада-огорода. Дачный сезон начался рано, вместе с весной. Зима была теплой. К тому же люди сидят дома. Морально готовятся к летнему сезону, начали облагораживать дачи. 

Покупают товары для сада, крупногабаритные товары, такие как качели. Кто-то уже начинает приобретать бассейны. Часто берут все, что связано с посадкой – в частности, семена. Потребность в покупке бытовой химии у людей не уменьшается: у нас самый популярный товар – «Белизна», дешевый хлорсодержащий препарат.

Экономят многие

По информации исследовательского холдинга Romir, в России наблюдается снижение спроса на 90% категорий товаров и услуг. Россияне тратят меньше на одежду, косметические средства, бакалею и алкоголь. А покупают вещи и продукты они не в торговых центрах, а в небольших магазинах рядом с домом и в интернет-магазинах.

Эксперты полагают, что по сравнению с представителями многих стран российские потребители менее серьезно воспринимают как сам вирус, так и его влияние на свою жизнь. Тем не менее, 75% ожидают кризиса в российской экономике, а 40% не уверены в устойчивости своего финансового положения. Потребители в регионах чувствуют даже большее беспокойство, чем москвичи, несмотря на то что эпидемия коснулась их в меньшей степени.

На чем приходится экономить?

Галина ШУБИНА, сотрудница Центра молодежи:

­ Я волонтер ­ ношу продукты пожилым людям. Заказывают исключительно: рыбу, мясо, яйца, молочку, мучные изделия, фрукты и овощи. К излишествам они не склонны.

На меня ситуация слабо повлияла. Одна вещь только изменилась ­ покупаю продукты с запасом, чтобы реже ходить в магазин. Раньше у меня пустовала морозилка, а теперь в ней есть замороженная морковь, зелень и грибы.

Ещё для себя вижу одну проблему ­ магазины одежды закрыты. Пора обновить гардероб более легкой одеждой, а интернет­магазины сейчас без примерки. Это неудобно.

Олеся ЖДАНОВА, организатор развлекательных мероприятий:

­ К сожалению, введение режима самоизоляции повлияло на мою деятельность ­ я занимаюсь организацией и проведением мероприятий. Дохода нет ­ соответственно и планы "зависли". Конечно, я экономлю на продуктах питания ­ покупаю лишь самое необходимое. Об одежде и технике вообще речи быть не может. Пришлось отказаться от части услуг в сфере бьюти­индустрии. Будущее теперь выглядит очень неясным.

Ольга СОКОЛОВА, артистка:

­ На мне и моей семье ситуация с коронавирусом тоже сказывается. У меня трое детей и муж. Еды в режиме самоизоляции много уходит. Уже кредитками пользуемся. Одежду перестала покупать, косметику. На продуктах тоже иногда экономим. Некоторые из них стали неоправданно дорогими. Лимоны, например. А еще мы планировали стройку на нашем участке, а теперь ее придется заморозить.

Оксана ЖУРАВЛЕВА, администратор салона красоты:

­ Молоко, хлеб, крупы, мясо, фрукты, овощи мы продолжаем покупать. Но, естественно, задумываемся о завтрашнем дне. Неизвестно, как ситуация будет развиваться в дальнейшем. Запланированные покупки отменили. Мы уже полгода делаем ремонт. Во время действия режима самоизоляции на новые материалы и технику деньги не тратим, отложили ремонт на неопределённый срок. Будем копить на него деньги, если получится.

Раньше мы периодически баловали себя пиццей, роллами. Сейчас этого не делаем. Стали покупать меньше сладостей, кондитерских изделий.

Владимир ТЮФЕКЧИЕВ, председатель городского Совета отцов:

­ Я продолжаю работать, к счастью. Потому моя продуктовая корзина не изменилась. Но я знаю много людей, которым сейчас тяжело. Я запустил от своей благотворительной организации «Дети­цветы жизни» акцию «Поможем вместе». Помогаем семьям, в которых люди остались без средств к существованию.

В большей степени сейчас обращаются многодетные, неполные семьи, семьи с детьми­инвалидами. Родители остались без работы в связи с введением ограничительных мер для работы магазинов, баров, кафе. Некоторые работали на рынке неофициально у частников. И те в связи с закрытием перестали платить зарплаты. 

В первую неделю самоизоляции у таких семей ещё были деньги на покупку продуктов. Но они закончились, и теперь им нечего есть. Сейчас вообще ни о каком потребительском поведении этих семей говорить не приходится. К сожалению, их в городе стало очень много. Сам лично посещаю такие семьи и вижу, как им трудно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

Связаться через:

Светлана Староста

Шеф-редактор газеты.

Ведет рубрики: Образование, Культура

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ