Криминалисты

Анна Бессарабова
1 из 12 изображений
Криминалисты
© фото: анна бессарабова
2 из 12 изображений
Криминалисты
© фото: анна бессарабова
3 из 12 изображений
Криминалисты
© фото: анна бессарабова
4 из 12 изображений
Криминалисты
© фото: анна бессарабова
5 из 12 изображений
Криминалисты
© фото: анна бессарабова
6 из 12 изображений
Криминалисты
© фото: анна бессарабова
7 из 12 изображений
Криминалисты
© фото: анна бессарабова
8 из 12 изображений
Криминалисты
© фото: анна бессарабова
9 из 12 изображений
Криминалисты
© фото: анна бессарабова
10 из 12 изображений
Криминалисты
© фото: анна бессарабова
11 из 12 изображений
Криминалисты
© фото: анна бессарабова
12 из 12 изображений
Криминалисты
© фото: анна бессарабова

10 ноября - День сотрудника органов внутренних дел. 

В музее отделения, стоя среди спецтехники 1960-1990 годов, Юрий Митасов показывает мне старенький фотоаппарат, из «которого должна вылететь птичка» - с крышкой на выпуклой линзе-объективе, чешский фотоувеличитель-«самовар», дающий проекцию на экран размером 1,2 метра на 80 см, ультрафиолетовую лампу, которая и сейчас выручает сотрудников ЭКО, чемоданы криминалиста - старый и новый. Пытаюсь поднять последний и ничего не получается - он весит около 20-25 кг. Как его носят эксперты? Они всегда берут его на места происшествий. В таком чемодане собрано всё, начиная с ручки, карандаша, ножниц, линейки и заканчивая подсветкой, гипсом и бахилами.

Майор полиции Владимир Воробьев ведет в кабинет, где на стене висят рисунки-инструкции для новичков: где какие следы и как их надо снимать, выезжая на кражу, ограбление, убийство.

В отделении на нас никто не обращает внимания - кипит работа. У экспертов-криминалистов ненормированный день, суточные дежурства.

Мы находим небольшую комнату, где Владимир Воробьев и Юрий Митасов описывают свою службу, опыт, богатую на события многолетнюю практику.

Немного истории

По словам Юрия Александровича, экспертно-криминалистическое отделение появилось в Железногорске в 1988 году. До этого была группа - два человека.

— По сути все держалось на одном специалисте - Василии Николаевиче Хрестине. Он закончил Волгоградскую школу милиции и работал здесь начальником отделения. После него пришел я. Фактически из той же школы, которая сменила название на Академию милиции СССР. Один специалист и ребята с гражданки. Раньше к нам относилась территория от Железногорска до Курчатова - вся северная часть Курской области, — вспоминает Юрий Митасов.
Он в ЭКО 37 лет. Служебная биография Юрия Александровича в каком-то смысле - летопись всего отделения. Говорит, что совершенствуются и преступники, и те, кто идут по их следу, раскрывают кражи и убийства. Количественно статистика не меняется, меняются способы и схемы обмана. Стало больше дистанционных мошенников, они подстраиваются под ситуацию в стране, пандемию.

— Бывают криминальные таланты. Такие действуют осторожно, вдумчиво. Как? Ну вот, допустим, замки в дверях прежде просто выбивались, а сегодня у нарушителей закона есть отмычки на основе пластика, почти не оставляющие царапин, — поясняет Митасов.
У преступников - отмычки, а у экспертов - отличная техника: станция удаленного доступа со спецбазами - дактилокартами, программы поиска по портретам. Всех секретов криминалисты не выдают - профессиональная тайна.

— Вот вы назвали наше отделение элитарным, интеллектуальным ядром. Но мы не работаем в одиночку. Все службы ведомства действуют в тесной связке: оперативники, следователи, криминалисты. Преступления раскрываются командой. Подключаются все, — уточняет Юрий Александрович.

Основано на реальных событиях

У Митасова несколько десятков дел на счету. У Владимира Воробьева чуть меньше - он в отделении с 2006 года.

— Наша работа - выезды на место преступления, изъятие следов и объектов, которые потом ложатся в основу доказательной базы. Проводим исследования, делаем выводы, по результатам которых изобличаются преступники, — перечисляет Владимир Владимирович.
И приводит примеры: ЧП, раскрытые по горячим следам - в течение дежурных суток...

В конце прошлого года полицейские выехали в район, где за ночь произошла серия краж - в магазине, соседнем фельдшерско-акушерском пункте. 

- Была похищена значительная часть товарно-материального имущества. Везде были следы материи - преступники пользовались перчатками, но в одном месте в ультрафиолетовом свете мы обнаружили следы биологического происхождения - пота. Анализ в ДНК-лаборатории помог найти людей. Преступление раскрыли, вещи вернули хозяевам, за что они были очень благодарны, — хвалит коллег за оперативность Владимир Воробьев.

А Юрий Митасов вспоминает 1990-е годы. Примечательные во всех смыслах.

- Времена были криминальные. Тогда в городе появился «ЭСТ» - рыбный цех на СМУ-6, и приезжали люди из разных городов - за продукцией или, наоборот, с ней. Среди заезжих были парни из Мурманска, - начинает повествование подполковник в отставке...

Один из мужчин покрутился и уехал, а двое других пропали. Начали звонить родственники. Машина исчезнувших северян стояла на стоянке, а людей не было. Но вскоре нашли обоих. Тела. Дело долго расследовали. Эксперты помогли полицейским выйти на группу лиц кавказской национальности, действующую в Орловской, Брянской, Курской областях.

- Мы нашли фрагмент удавки с клетками трупа и такой же фрагмент изъяли при обыске у подозреваемых. Сделали экспертизу и установили, что это части одной веревки, - держит в памяти малейшие детали Юрий Митасов.

Следующее яркое дело - о краже икон. Оно началось с убийства на улице Рокоссовского. Оперативники нашли труп. И в ходе расследования установили, что преступниками был украден образок. Тоже действовала группа лиц - ездили по области, обманывали бабушек и воровали у них иконы.

- Труп был не один - они появлялись и в других городах, селах. Дело объединили, вышли на заказчика. Ребята были серьезные. Корни добрались до Москвы. Кто-то до сих пор сидит. «Иных уж нет, а те далече». Раскрыли всю группу и параллельно вышли на другую, которая убила мужчину. При осмотре тела между фалангами пальцев изъяли фрагмент волоса. Тогда экспертиза ДНК только начала развиваться, но попутно мы нашли отпечатки пальцев, следы орудия взлома на дверях и вышли на преступников, - вдается в подробности Юрий Александрович.

Были и криминальные казусы. Например, довольно опытный преступник, ограбив квартиру, уже у выхода - у дверей - снял перчатки, взял со стола хозяев квартиры плитку шоколада. Его нашли по следам зубов и отпечаткам пальцев на фольге. Попался из-за любви к сладкому.

- Случались занятные истории, когда нам поставили станцию с дактилокартами. Первое же совпадение удивило. Преступник сидит за решеткой, а машина показывает новую, совершенную им кражу. Оперативники говорили: «Не может быть». А оказалось, что у него было два дня на сборы в колонию, человек решил не терять времени даром, - улыбается старший эксперт Владимир Воробьев.

Станция удаленного доступа помогла раскрыть много преступлений. Даже старые дела подняли и вышли на юношеские проказы воров-рецидивистов.

- Был преступник, который, уходя с места кражи, на видном месте оставлял отпечаток большого пальца ноги. Фирменный знак такой у него был. Юморист. Развлекался. Мы не сразу поняли, что это. Для руки оттиск великоват. А потом сами провели эксперимент и «смикитили» (догадались). Поймали шутника, отправили в колонию. Куда он денется! - усмехается Юрий Митасов.

Музейные экспонаты

В музее отделения хранится техника разных лет. Ее оставили для молодых, чтобы знали, на чем работали их предшественники.

- Доходило до смешного. Видите, у меня на столе стоит компьютер - японский Panasonic. Действующий. Когда я его заносил после ремонта в кабинет, молодая коллега спросила: «Юрий Александрович, где вы микроволновку новую купили?». Так что эти машины - зримая история железногорской криминалистики. Нынче повсюду сплошная «цифра», а у нас была кассетная техника, - заметил Юрий Митасов.

Сегодня в ЭКО работают восемь человек: руководитель и семь экспертов-универсалов. Давным-давно отделение состояло из одних мужчин, теперь в штат включены и женщины. Их преимущества - усидчивость и интуиция, слабость - буквальная: попробуй холодной зимой в 20-градусный мороз поносить тяжелый чемодан - не вытянешь.

- Но у нас, к счастью, есть джентльмены. Они выручают, - говорит Юрий Александрович.

Митасов отзывается о специалистах ЭКО и Железногорске так: дескать, нужно помнить, что «это наш город. Так или иначе мы связаны со всеми его жителями. Здесь, совсем рядом, наши близкие, друзья, знакомые. Мы работаем для них».

А как семьи относятся к ненормированному графику криминалистов?

- Жена знала, за кого выходила замуж. Мы дома о профессиональных вещах стараемся не разглагольствовать. Только пожилых родителей и соседей предупреждаем, инструктируем, что не надо доверять мошенникам, - поясняет Юрий Митасов.

- Я однажды носил чемодан с инструментами домой. У меня дети поменьше: изучали, спрашивали: где, что, как. Им интересно. Понимают, что папа и его коллеги занимаются чем-то важным, - добавляет Владимир Воробьев.

Своим коллегам и их близким Юрий Александрович и Владимир Владимирович желают в День полиции здоровья, терпения и уважения к профессии.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

Связаться через:

Екатерина Радионова

Шеф-редактор газеты. Ведет рубрики: Безопасность, Социальная, Спорт. 

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ