История о том, как одна восьмилетняя девочка превратила жителей Санкт-Петербурга, Москвы и Железногорска в… волшебников.
Ее участниками стали известный актер театра и кино, молодой питерский музыкант, наши земляки: чемпионка по конному спорту, ребята из велоклуба, волонтеры… У всех этих людей (надеемся, что к ним присоединятся и другие) теперь есть мечта. Общая. Об исцелении Вероники.
Адреса чудес
Около месяца назад в СМИ промелькнула информация о 20 тысячах немецких байкеров, организовавших сюрприз для шестилетнего любителя мотоциклов - мальчишки с онкологией в тяжелой стадии. Заранее договорившись, мужчины приехали в небольшой городок и устроили красочное шоу под его окнами.
Еще была новость о том, как в российском Калининграде Балтфлот исполнил желание паренька, грезившего о полете на военной технике. А в Карачаево-Черкесии фонды даже создали специальный проект – размещают в интернете анкеты больных детей, описывают, что им нравится, и любой взрослый человек может сделать подарок для малышей и подростков.
— В Железногорске такого не бывает. Город неплохой, но порой здесь даже воздушные шары к праздникам не выпросишь, — с горечью прокомментировали сообщения местные волонтеры, много лет помогающие семьям юных пациентов и всякий раз сталкивающиеся с разного рода проблемами.К счастью, добровольцы ошибаются. Примеров тому немало. Чудеса случаются и у нас.
Недетская стойкость
Почти у самого въезда в город горняков, в старенькой, но аккуратной однушке живет Вероника Ларина. Девочка, у которой есть заботливая мама Лена, непоседливая младшая сестра Лера и неукротимый кот Мурзик.
Нике 8 лет, около трех из них она болеет. У нее статус паллиативницы и труднопроизносимый диагноз: медуллобластома червя мозжечка и IV желудочка. Рак, агрессивная стадия.
С 2019 года детство Вероники вытесняет какой-то другой – страшный и непонятный – мир, где были 7-часовая операция в московской клинике, 68 сеансов лучевой терапии, 14-месячное (суммарно) вынужденное заточение в больничных стенах. И остаются регулярные обследования, МРТ, консультации у врачей…
— Ника до 5-6 лет - шумный, веселый ребенок, вьюнок. Сейчас она - взрослый, мудрый человек. Очень сильный. Хотя дочка и раньше такой была. Упадет, ударится - не пожалуется, не заплачет. Мы ведь как распознали недуг… До него Вероника обожала детский сад, а перед очередным Новым годом вдруг стала просить: «Мама, давай туда не пойдем. Дети громкие». Ну, думаю, устала, отдохнет в праздники, наверное, переутомилась - она играла Снегурочку на утреннике. Не прошло – начались головные боли. Прямо в разгар январских торжеств, — вспоминает мама Ники Елена Шведова.Она подробно рассказывает, как металась с ребенком по городу: от «Зорюшки» до кабинета платного врача, от педиатра до медцентра на Алексеевском. Как Вероника попала на первую магнитно-резонансную томографию, показавшую опухоль в ее голове.
— Наши специалисты советовались с иногородним нейрохирургом. Тот поторопил: «Курской, Орловской и Брянской областях малышке не помогут – нет возможностей, надо везти девочку в Москву». Медуллобластома вросла в мозжечок, обхватив его будто медуза. Метастазы были в голове, шее и позвоночнике. Вероника таяла. Курские эксперты собрали анализы. Светлана Рубцова из железногорской детской поликлиники помогла с реанимобилем - Нику увезли в столицу, в больницу имени Димы Рогачева (Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии. – Ред.), — продолжает Елена.Операцию сделали в тот же день. Доктор, щадя материнские нервы, сослалась на плотный график: «Все расписано на недели вперед. Вам повезло – сегодня есть окно». На самом деле врачи боялись не успеть. Они удалили опухоль, но через две недели та снова стала расти. Медики назначили высокодозную химию…
Вероника приходила в себя полгода. Не сразу начала поднимать веки, не двигалась, не глотала еду. Левая сторона тела полностью не работала. В Москве девочка и ее мама провели 8 месяцев - не покидали бокса.
— Лучевая терапия убивает и больные клетки, и здоровые. Малейший сквозняк, любой микроб опасны. Нужна полная стерильность. Пацарапаешь палец – не остановишь кровь. Поэтому нам ни с кем не разрешалось общаться. Задолго до пандемии коронавируса мы спали в масках. После столицы 6 месяцев лежали в Брянске, еще полгода Веронике еженедельно вводили химию. Катетеры были на груди и животе... Год назад Ника не могла передвигаться – не слушались руки и ноги. Теперь дочь ходит. Сама, без поддержки, — с нежностью смотрит на дочь 33-летняя женщина.О себе Лена не говорит. О страхах, собственных болячках (а они тяжелые), резких переменах в жизни – Елена Шведова бросила работу продавца, в одиночку кормит, одевает, обувает, учит двоих детей. Она ничего ни у кого не просит, ничего ни от кого не ждет.
— Мы рады уже тому, что железногорцы поддержали нас в 2019 году – собрали средства на памперсы, пеленки, пребывание в клинике, питание. Их поддержка была спасением, за что до сих пор благодарна, — признается мама Вероники.По ее словам, «два года медуллобластома спит, метастазы замерли». На днях Елена и Ника отправятся на новую МРТ.
— Волнуемся. При таких диагнозах врачи не дают прогнозов. Стараемся не размышлять о времени: что, когда и как будет. Важнее, чтобы Вероника в данный момент чувствовала себя хорошо. И в следующие тоже. И чтобы их было как можно больше, — объясняет Лена.
Простые «люблю»
Ника не мечтает о шоу под окнами, встречах со знаменитостями, полетах в кабине пилота, походах в кино или цирк, поездках к морю. В этом она не похожа на других детей. Любит простые вещи…
— Рисовать радугу, бабочек, розы, солнце. Лепить из пластилина зайцев и снеговиков. Носить разноцветные платья. Есть вареную кукурузу и бананы, — перечисляет девочка.Она – наверное, единственный ребенок на свете, который не любит сказки. Ни русские народные, ни чужеземные, ни авторские. Кроме «Маленького принца» Экзюпери. С ним Вероника «дружит» с больницы – мама читала книгу в закрытом боксе. Ника знает ее наизусть.
Нашу героиню не интересуют детские фильмы и мультики. Кроме популярных «Смешариков».
— Мне нравится Совунья. Фиолетовая. Веселая. И заяц Крош, — с трудом улыбается Вероника – у девочки парез лицевого нерва.Она любит купаться, но ванна в их квартире далека от совершенства, денег на ее ремонт нет, поэтому мама ставит дочку под душ прямо в тапках: «Я называю Никину болезнь болезнью чистоты. Из-за нее и боюсь сажать ребенка на стертую эмаль».
Девочка с удовольствием ходила бы в зоопарк, наблюдала за животными, да не позволяет пандемия.
— Я не мечтаю, — серьезно повторяет второклашка, обучающаяся не в школе, среди активных и веселых ровесников, а дома.Нехватку общения со сверстниками Нике возмещает любовь. Мамина. Елена Шведова делает все возможное, чтобы ее дочь была среди детей – гуляла с ними во дворе, встречалась у бабушки в деревне или в городском парке.
Ты не одна!
Железногорские волонтеры не планировали удивлять Веронику чем-то грандиозным – ориентировались на ее желания. Абсолютно разные люди захотели подарить незнакомой девочке яркий день. Без дорогих презентов и широких жестов, но теплый и возвращающий детскую веру в чудеса.
И оказалось, что чудеса – в людях, добрая «авантюра» вышла за пределы нашего города.
В минувшую субботу Веронике передали книжки жители Москвы и Железногорска. Взрослые романтики открыли для себя и приобрели для нее набор «Рисуй светом» - большой планшет и особые фломастеры, которыми можно пользоваться в темноте.
Молодой питерский музыкант Наталья Горбатова ради Ники сама стала художником – на ее картинке девочка мгновенно и безошибочно узнала Маленького принца, Розу, свернувшегося калачиком Лиса и себя в любимых шапке, жилете, свитере.
Известный российский актер театра и кино Сергей Мардарь, голос которого Вероника не спутает ни с одним другим - это он озвучивает Совунью из «Смешариков» - записал для ребенка обращение. Свои слова он вложил в «уста» персонажа-мультяшки. Когда Ника его слушала, на ее лице были растерянность, радость и непонимание: вы не шутите, Совунья из телевизора слышала и думает обо мне?
Железногорская спортсменка, выигравшая недавно чемпионат Воронежской области по конной выездке, Валентина Белевская и ее мама Татьяна приехали к дому Вероники на лошадях. Отложили все дела (Валя поступает в вуз, Татьяна ухаживает за выписавшимся из больницы мужем) и подарили детям сказку. Надо было видеть лица Ники, ее сестренки Леры и мамы, когда, пересекая проезжую часть, к ним торжественно прошествовали два коня, и позже, когда дружелюбный Вася чинно и грациозно им кланялся, а красавец Гарик катал девочек по улице! Валентина и Татьяна устроили праздник не только для Ники и Леры, но и для малышей из соседних дворов.
Ребята из местного велоклуба «Феррумбайк» подготовили свою часть сюрприза – молодые родители, спортсмены-любители собрали деньги на индивидуальные занятия Вероники в плавательном бассейне, ждут результатов ее обследования и решения врачей. Надеются, что все будет хорошо, и с сентября ребенок начнет посещать «Нептун». Медики говорят, что при определенных условиях такое возможно.
Мама Ники благодарит всех участников этой истории за их внимание и доброту, а «Железногорские новости» обращаются к читателям. Если точнее, к мужчинам нашего города.
У женщины, воспитывающей двух девчонок, есть бытовые проблемы. Они видны невооруженным глазом. Первая – балконная дверь. Горе-мастера неправильно ее установили, и с наступлением холодов в крошечной комнате «пропишутся» сквозняки, а Веронике категорически нельзя простывать. Вторая – упомянутая ранее ванная.
Мужики, скажите, нельзя ее как-то отремонтировать, обновить? Волонтеры-горняки обещали посмотреть, помочь, но у них очень много работы – парни постоянно в делах и заботах. А кроме них в Железногорске найдутся сильные, крепкие и неравнодушные люди? Мы не сомневаемся, что таких много. Отзовитесь!