В прошлом – педагог, в настоящем – байкер

анна бессарабова
1 из 4 изображений
В прошлом – педагог, в настоящем – байкер
© фото: из архива семьи Морозовых
2 из 4 изображений
В прошлом – педагог, в настоящем – байкер
© фото: из архива семьи Морозовых
3 из 4 изображений
В прошлом – педагог, в настоящем – байкер
© фото: из архива семьи Морозовых
4 из 4 изображений
В прошлом – педагог, в настоящем – байкер
© фото: из архива семьи Морозовых

Железногорец Валерий Морозов - учитель в четвертом поколении. История его семьи - история российской педагогики. А сейчас Валерий Николаевич – пенсионер и увлеченный технарь, собравший своими руками девять мотоциклов.

Параллель между отечественным образованием и судьбой семьи Морозовых – не преувеличение. Прадеды Валерия Николаевича были сельскими учителями. Морозовы преподавали после революции, Великой Отечественной войны и реформ 1990-х. Дед Валерия Николаевича, учитель истории, в 1941 году ушел на фронт.

— Считал, что должен защищать Родину. Ушел и пропал. Бабушка ничего о нем не знала. После победы пробовала искать мужа. Люди разное говорили: что он погиб, что повторно женился и остался с новой семьей, что уехал на Западную Украину… Следы деда нашел я. Перерыл Интернет, навел справки, запросил документы и узнал, что он погиб под Смоленском, в Гагаринском районе. Не так давно его имя написали на обелиске братской могилы. Хорошо, что мама успела застать это при жизни. Вздохнула спокойно: «Теперь есть ясность в биографии и кончине отца. Он умер как герой», — рассказывает Валерий Николаевич.
Наследник большой династии родился в Дмитриеве Курской области. Мама Валерия Морозова была завучем. Папа преподавал в училище, а позднее вел уроки труда в общеобразовательном учебном заведении. Их сын закончил педагогический институт, устроился учителем физики и математики, а позже стал директором сельской школы.

— Славные были времена. Много работы, большая нагрузка. Но дети и коллеги все компенсировали. Добротой, вниманием, участием. Мне с ними повезло, — вспоминает Валерий Николаевич.
Отслужив в армии, Морозов остался в Новороссийске, занимался партийной работой.

— Тогда мода прижилась – чиновники участвовали в выборах на высокие должности. И благодаря такой вот избирательной кампании в 32 года меня назначили начальником отдела образования – самым молодым в Краснодарском крае, — продолжает Валерий Николаевич.
Идей у «продвинутого управленца» было много. Морозов старался. При нем в Новороссийске появилась частная гимназия - одна из первых в России. Учителя ездили обмениваться опытом с коллегами из других регионов.

Но годы наступили сложные – перестройка, реформы. Школа менялась.

— То детей придумали принимать в первый класс с шести лет, то учить иностранные языки с семи. Потом заговорили о ЕГЭ, отменили школьную форму, запретили детям самостоятельно убирать классы. Учителя получали мизерные оклады, жили в тяжелейших условиях. Однажды мне все это надоело. Мне и тогда, и потом разного рода эксперименты над российским образованием казались нелогичными, поспешными. Я уволился и дал себе слово никогда не возвращаться в педагогику. Стал начальником службы охраны. Работал в этой должности и в Новороссийске, и здесь, в Железногорске, — объясняет Валерий Николаевич.
Тем не менее Морозов, как и прежде, внимательно следит за новостями образования. Мечтает, чтобы страна вернулась к старым традициям. Дескать, надо брать за основу проверенную практику, а не отрицать все подряд. Прежде чем ломать «огромное, прочное здание, нужно понять, что мы будем строить».

После переезда в Железногорск у Валерия Морозова началась следующая глава жизни. С названием «Пенсия».

— У меня в молодости были мотоциклы «Ява», «Днепр». Но те времена постепенно подзабылись. А тут внук Максим подрос. Просил: «Деда, я хочу кататься». В 2008 году, когда ему было пять лет, я отыскал старенький «Ковровец» («Восход»). Подшаманил, подкрутил, завел, покатал Максима. Мальчишка светился от счастья. Он и сам быстро начал управлять мотоциклом, равновесие отлично держал. Из-за внука я и увлекся переделкой техники, — признается Валерий Николаевич.
Год за годом в гараже Морозова появлялись новые «обитатели». Древний «Иж-49» - такие мотоциклы в СССР выпускали в 50-ых. Раритет, в основе которых - немецкие чертежи. Затем мастер приобрел «Иж-Планету спорт», старушку «Яву».

— Затянуло. Собирал помаленьку. Ищешь запчасть – берешь мотоцикл целиком, переставляешь детали с мотора-«донора» на основной. Потом чинишь следующий. Так я реанимировал, привел в порядок девять мотоциклов. Были рухлядью - стали полноценным транспортом. Только «Иж-49» у меня три штуки, «Иж-Планета спорт» - две. Когда не хватало денег на ремонт – таксовал на машине. В свободные часы чищу, шлифую, компоную. И для души полезно, и руки пристроены. Жене в огороде помогаю и в мотоциклах копаюсь, — улыбается Валерий Морозов.
По его определению, сейчас по провинциальным городам курсируют «жалкие китайские байки». А он предпочитает наши - с историей и стажем. Смеясь, описывает, как они с внуком гоняли с ветерком по селу Ажово, где у Морозовых свой дом.

— Сели и помчались. Максим на «Восходе», я на «Иже». Бабульки на лавочках заулыбались – молодость вспомнили, собаки соседские залаяли – занятие, наконец-то, нашли. Красота! Раньше мотоциклы были и в деревнях, и в городах. Девчонки в очередь выстраивались во дворах – кто их покатает. Техника трещала, по ночам фарами светила. Романтика. А в нынешних китайских мотоциклах нет души, — рассуждает Валерий Николаевич.
Старший внук учителя-пенсионера-байкера вырос, ему уже 18. Теперь у него другие интересы. Младшего Владика больше занимает баскетбол, чем мотоциклы. Валерий Николаевич возится с транспортом сам. Дружит с железногорскими сообществами байкеров, обращается к молодежи за советами, и, наоборот, дает рекомендации начинающим технарям.

— У меня в Железногорске много приятелей, любящих ревущие моторы. Паша Чистяков, Олег Волобуев, Сережа Ефремов. Периодически с ними связываемся, болтаем о железных конях. Отличные ребята, — хвалит Валерий Морозов.
Кстати, о нем как о брутальном и самом зрелом в Железногорске мотоциклисте нашей газете рассказали именно участники местных сообществ байкеров, в шутку сравнив Валерия Николаевича с легендарным гонщиком из фильма «Самый быстрый «Индиан». Парни называют Морозова «мужиком хватким, головастым, позитивным».

Мотоциклы помогают бывшему учителю оставаться молодым и активным. Сборка двухколесных машин для него - зарядка для ума и рук. Его сверстники решают кроссворды и ребусы, а он перебирает детали «Яв» и «Восходов».

— Нравится ли мое увлечение жене? Она не возражает. У каждого человека должно быть занятие по душе. Иначе скучно жить. Супруга это понимает. И внуки тоже. Нынче я полностью сосредоточен на мотоциклах, домашних делах, общении с интересными людьми... Скучаю ли по школе? Честно скажу: если бы образование стало прежним, я бы нашел способ в него вернуться. Порой жалею, что на мне династия учителей окончилась. Но, может, хобби передастся моим внукам. Вряд ли они забудут наши прогулки на железных конях, — предполагает Валерий Николаевич.
Всем новым знакомым он охотно показывает фотографии своих «творений» - реставрированных мотоциклов родом из XX века. Для глянцевых журналов такую технику не снимают. Однако она надежна и, как замечает Морозов, обладает своим характером. Ровным, дружелюбным, сильным, как у ее хозяина.

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ