Начавшийся Успенский пост в народе часто называют «Спасовками», потому что на него приходится празднование двух Спасов: медового (14 августа) и яблочного (19 августа). Есть еще и третий Спас – ореховый, его отмечают 29 августа, сразу по окончании поста. О значении этих праздников в православии, о традициях и суевериях рассказал благочинный Железногорского церковного округа, настоятель Всехсвятского храма протоиерей Алексей Калашников.
– Название «Спас» указывает, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминает о необходимости веры в Него. Приносить Богу начатки первого урожая – обычай с ветхозаветных времен. Таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. И все же главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин.
- Первый Спас – медовый, или Макковей. С него 14 августа начинается Успенский пост. Считается, что мед, освященный в этот день, обладает целительной силой. Расскажите о значении этого праздника.
– 14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе. Из-за смертоносных эпидемий в разгар жары в начале августа часть Животворящего Креста износили из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами, и многие недужные исцелялись. По сей день в православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.
Также в этот день празднуется память ветхозаветных мучеников – Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить на освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием с именем мучеников.
Этот праздник в народе назван медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм как явное воплощение Божьей милости. Нужно помнить, что освящение меда в этот день – всего лишь благочестивая традиция, не связанная с праздником Всемилостивого Спаса, которая не должна затмевать собой истинное значение празднования.
Благотворные свойства меда известны всем. Думаю, никто не сомневается в полезности этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу.
Также 14 августа – начало Успенского поста, который длится две недели – до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести его в молитве, воздержании и богомыслии.
- Отец Алексей, второй Спас, который называют яблочным, празднуется в день Преображения Господня 19 августа. В народе говорят, что после Пасхи и до этого дня яблоки есть нельзя. Так ли это? И почему именно на Преображение приходится яблочный Спас?
– Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех, кто разделяет со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», – писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.
В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства. Но смысл освящения только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву – пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки.
Типикон (богослужебный Устав православной церкви – ред.) предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить, и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.
- В ореховый Спас, 29 августа, в храмах освящают орехи… Что мы празднуем в этот день?
- Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. Совершенно очевидно, что к этому времени поспевают орехи, и их приносят на освящение, но не об орехах нужно заботиться в этот день. Вообще, чем меньше мы будем уделять внимания вещам второстепенным, которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше.
Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все подчинено евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие ориентируется на внешнее действие при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой суеверий, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.
- Что бы вы хотели пожелать нам во время Успенского поста?
– Прежде всего, хотел бы всех православных христиан от всего сердца поздравить с грядущими праздниками и началом Успенского поста. Мы молимся, чтобы Господь явил милость нашему народу и «благословил люди Своя миром» (Пс. 28, 11). Церковь же призывает нас к покаянию, потому что это единственный путь к мирной жизни и вечному спасению. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, – читаем мы в Священном Писании. – Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзак. 30, 19).
Человек сам несет ответственность за свой выбор. И если только искренне обратиться к Отцу Небесному с покаянной молитвой, Он даст нам все необходимое, чтобы мы могли преодолеть зло и возродиться к жизни вечной.
Для этого и предлагаются нам покаянные дни поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались способными чувствовать и принимать Божественную благодать, которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу, а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3, 16).