Накануне Дня Защитника Отечества в доме 98-летнего ветерана Великой Отечественной войны Якова Черторыгина побывали корреспонденты.
Нас встретил сын бывшего фронтовика Сергей Яковлевич: «Проходите. Папа плохо слышит, мало и неохотно говорит о войне. Но он еще молодец, выглядит моложе своих лет. Держится бодрячком».
Яков Прохорович надевает парадный пиджак с орденами и медалями, показывает главные из них – Орден Славы III cтепени и Орден Великой Отечественной войны.
— Я пошел на фронт в 1943 году. Юным, неопытным. Сначала был в химвойсках, потом в танковой бригаде, Победу встретил в качестве связиста. Трижды лежал в госпиталях – с ранениями. Самые серьезные получил в боях на Висле. Вместе со мной под форсированный огонь попали 7 человек. Выжили лишь я и еще один парень. Меня врачи лечили 4,5 месяца. А потом снова в бой, снова под пули, — вспоминает Яков Прохорович.Он рассказывает, как однажды попал под минометный обстрел, – «мы шли с товарищем на задание. Когда все вокруг заревело и загремело, я упал по одну сторону от дороги, а мой товарищ – по другую. Я выжил, он нет. Тогда многое решали судьба, случай».
Из армии Яков Черторыгин вернулся в 1947 году. Вскоре женился, появились дети. У Якова Прохоровича трое сыновей.
— Папа не любитель говорить о себе. Была бы жива мама Валентина Ильинична, вот она бы все подробно и обстоятельно описала, ничего не забыла бы. Жаль, ее не стало в 2020 году. Отец по ней тоскует, — вздыхает Сергей Яковлевич.23 февраля в квартире его отца соберется вся семья: внуки, правнуки. Яков Прохорович любит этот праздник. Но 9 мая – больше.
— Помню, как в 1945-ом командиры сообщили нам о Победе. Мы кричали от радости, плакали, палили в небо из автоматов. А сейчас многих уже нет. Наши ряды редеют. В городе осталось несколько ветеранов. Шутка ли – дожить до 98 лет, — говорит ветеран.Сейчас его расстраивают новости из Украины. По словам сына, Яков Прохорович смотрит телевизор без звука – читает бегущую строку.
— И мрачнеет, когда узнает о новых действиях западных политиков. Разве он мог представить, что в 21 веке Россия опять будет противостоять страшному и сильному противнику, — разводит руками Сергей Черторыгин.Его отец согласно кивает: «Мы защищали мир. И теперь защищаем».
— Я пошел на фронт молодым пацаном. В семье из детей было три сестры, да мы с младшим братом. Воевал я один. Встречали меня дома как героя. И всю жизнь окружающие относились ко мне так. Работал я и жил честно. Ранениями и наградами не хвастал. 98 лет пролетели быстро. Теперь почти не выхожу из дома. Летом нравится в деревне отдыхать – там можно выйти, сесть на скамеечку и смотреть на солнышко, зелень, — продолжает Яков Прохорович.Фотографироваться он не любит, но сын убеждает: «Пап, посмотри в объектив. Внукам газету покажем».
Ветеран поправляет свои медали, ордена и тепло улыбается: «Раз надо – снимайте деда».