«Отказаться мы были не вправе»

светлана староста
1 из 1 изображений
«Отказаться мы были не вправе»
© фото: из личного архива сергея данчина

Председатель железногорского Союза десантников Сергей Данчин, который в 20 лет оказался на войне в Чечне, с честью прошёл все испытания.

Сергей родился и вырос в Железногорске. Детство его было счастливым и беззаботным. Гонял с мальчишками мяч на стадионе школы №7, в которой учился, прыгал в классики, зимой играл в снежки и катался с горки. Занимался на брусьях и турниках, посещал секцию дзюдо.

В профессионально-техническом училище №16 Сергей выучился на машиниста бульдозера пятого разряда, получил водительские права категории В и С. Настала пора идти в армию. Его забрали 30 ноября 1994 года. Попал в ВДВ. Из Курска новобранцев повезли в Новороссийск, где размещался штаб 7-ой гвардейской воздушно-десантной дивизии, оттуда в соседнюю Анапу, где стоял 1141 гвардейский артполк воздушно-десантных войск, в котором Сергей и отслужил полтора года.

— Служба проходила как положено. Мы из тех, кто прошел полевые выходы. Лето, зима – без разницы. Целый месяц жили в палатках, питались сухпайками. В противогазах бегали, по лужам ползали. Стреляли из минометных орудий. Мы прошли хорошую школу, были сильные ребята, — подчеркивает Сергей.
Прослужив десять месяцев, парень стал сначала младшим сержантом, потом сержантом, был назначен замкомвзвода, удостоился отпуска. А через полтора года службы взвод направили в Чечню. Сергей не должен был ехать, у него отпуск, на руках билеты и отпускные. Попросил комбата остаться еще на одну ночь, попрощаться с ребятами. Утром стоял под крыльцом казармы, когда комбат сообщил, что земляк из Курска отказался ехать, предложил отправиться вместо него. Ни о чем не спрашивая, парень отрапортовал:

— Разрешите встать в строй.
Отказаться мы были не вправе. По-другому - позор.

Мама Татьяна Васильевна не знала сначала, что сына отправили в Чечню. Он написал, что поехал на стройку в Москву, так как на конверте указывался адрес «Москва-400». Но женщины-коллеги ей быстро объяснили, что это за адрес такой. С 6-го Центрального узла Фельдъегерской почтовой связи Вооружённых сил РФ отправлялась почта в точки дислокации российских войск, в том числе и в Чечню. Сергей отмечает, что никто не хотел, чтобы матери переживали, плакали, не спали ночей. Вот и скрывали, что находятся в самом центре военных действий.

Сначала взвод Сергея повезли в Новороссийск, где состоялся главный смотр войск. Отправленных в Чечню обеспечили всем необходимым: одежда, обувь, каска, бронежилет, автомат. Утром всех посадили на «Уралы». По пути их встретили два БТРа и сопровождали до Моздока. Ночь провели в спальных мешках, а в 10 утра погрузили на борт большого грузопассажирского вертолета и привезли в Грозный, высадив на аэродроме «Северный». Сводный батальон 7-ой гвардейской десантной дивизии, куда привезли Сергея с товарищами, находился в Ханкале, а в нескольких метрах уже начиналась окраина Грозного.

— Помню первый пятиэтажный дом, на четвертом этаже которого было кухонное окно, полностью сгоревшее. Оно зияло черной дырой, наводило тоску. Почему-то ощущения эти сохранились во мне до сих пор, — вспоминает Сергей Данчин.
Взвод выполнял разные задачи: дежурили на блокпостах, ходили в боевое сопровождение колонны, совершали поездки в Грозный, в села Старые Атаги, Новые Атаги. Вместе с офицером Сергей выполнял обязанности арт-корректировщика и радио-телефониста. Ездили в боевые походы с десантниками и мотострелками. За службу в Чечне Сергей был награжден медалью Суворова.

В середине октября 1996 года в Чечню приехал генерал Александр Лебедь, было подписано соглашение о прекращении огня и боевых действий. Российские войска покидали Чечню.

— Я был в сильном потрясении: за две недели до этого погиб мой друг, Саша Лебедь, родом из Копенок, земляк, мы с ним с первого дня службы не расставались.
Мы спросили Сергея, страшно ли ему было на войне? Он ответил, что человек, как собака, ко всему привыкает. Во время третьего или четвертого выхода уже стало как-то проще. Чувство самосохранения должно быть всегда. Необходимо соблюдать требования, данные командиром. Все командиры хотят, чтобы солдаты остались живы.

Вернувшись, Сергей не сразу влился в мирную жизнь. Потребовался год адаптации. Потом устроился на работу на «Готэк». Женился, родился сын. Война – это такая сложная вещь, которая спустя годы не уходит насовсем. Сергей Данчин почувствовал необходимость помогать другим, включился в патриотическую работу с молодежью. Он состоит в железногорском Союзе ветеранов локальных войн, возглавляет местное отделение Союза десантников, является членом городского отделения «Боевого братства».

АВТОРЫ
Связаться через:

Ольга Лунёва

Шеф-редактор сетевого издания.

Связаться через:

Екатерина Радионова

Шеф-редактор газеты. Ведет рубрики: Безопасность, Социальная, Спорт. 

ДРУГИЕ РЕСУРСЫ